Согласно статье 182 Экологического Кодекса РК от 2 января 2021 года операторы объектов I и II категорий обязаны осуществлять производственный экологический контроль (ПЭК).
Целями ПЭК являются:
1) получение информации для принятия оператором объекта решений в отношении внутренней экологической политики, контроля и регулирования производственных процессов, потенциально оказывающих воздействие на окружающую среду;
2) обеспечение соблюдения требований экологического законодательства РК;
3) сведение к минимуму негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду, жизнь и (или) здоровье людей;
4) повышение эффективности использования природных и энергетических ресурсов;
5) оперативное упреждающее реагирование на нештатные ситуации;
6) формирование более высокого уровня экологической информированности и ответственности руководителей и работников оператора объекта;
7) информирование общественности об экологической деятельности предприятия;
8) повышение эффективности системы экологического менеджмента.
В соответствии со статьей 183 ПЭК проводится операторами объектов I и II категорий на основе программы ПЭК, являющейся частью экологического разрешения, а также программы повышении экологической эффективности.
Экологическая оценка эффективности производственного процесса в рамках ПЭК осуществляется на основе измерений и (или) расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов.
На основании статьи 184 операторы объектов I и II категорий имеют право самостоятельно определять организационную структуру службы ПЭК и ответственность персонала за его проведение.
При проведении ПЭК оператор объекта обязан:
1) соблюдать программу ПЭК;
2) реализовывать условия программы ПЭК и представлять отчеты по результатам ПЭК в соответствии с требованиями к отчетности по результатам ПЭК;
3) в отношении объектов I категории – установить автоматизированную систему мониторинга эмиссий в окружающую среду на основных стационарных источниках эмиссий в соответствии с утвержденным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды порядком ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду и требованиями пункта 4 статьи 186 настоящего Кодекса;
4) создать службу ПЭК либо назначить работника, ответственного за организацию и проведение ПЭК и взаимодействие с органами государственного экологического контроля;
5) следовать процедурным требованиям и обеспечивать качество получаемых данных;
6) систематически оценивать результаты ПЭК и принимать необходимые меры по устранению выявленных несоответствий требованиям экологического законодательства РК;
7) представлять в установленном порядке отчеты по результатам ПЭК в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
8) в течение трех рабочих дней сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушения требований экологического законодательства РК, выявленных в ходе осуществления ПЭК;
9) обеспечивать доступ общественности к программам ПЭК и отчетным данным по ПЭК;
10) по требованию государственных экологических инспекторов представлять документацию, результаты анализов, исходные и иные материалы ПЭК, необходимые для осуществления государственного экологического контроля.
Согласно статье 185 программа ПЭК должна содержать следующую информацию:
1) обязательный перечень количественных и качественных показателей эмиссий загрязняющих веществ и иных параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;
2) периодичность и продолжительность производственного мониторинга, частоту осуществления измерений;
3) сведения об используемых инструментальных и расчетных методах проведения производственного мониторинга;
4) необходимое количество точек отбора проб для параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга (по компонентам: атмосферный воздух, воды, почвы), и указание мест проведения измерений;
5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;
6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства РК, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение;
7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;
8) протокол действий в нештатных ситуациях;
9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение ПЭК;
10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения ПЭК.
Программа ПЭК объектов I и II категорий должна также соответствовать экологическим условиям, содержащимся в экологическом разрешении.
Продолжение данного материала доступно только для членов ОИПиЮЛ "Саморегулируемая организация "Ассоциация практикующих экологов" и для членов ОО "Профессиональные экологи"!
Вход для членов Ассоциации практикующих экологов
Вступить в Ассоциацию практикующих экологов