Согласно статье 182 Экологического Кодекса РК от 2 января 2021 года операторы объектов I и II категорий обязаны осуществлять производственный экологический контроль (ПЭК).
Целями ПЭК являются:
1) получение информации для принятия оператором объекта решений в отношении внутренней экологической политики, контроля и регулирования производственных процессов, потенциально оказывающих воздействие на окружающую среду;
2) обеспечение соблюдения требований экологического законодательства РК;
3) сведение к минимуму негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду, жизнь и (или) здоровье людей;
4) повышение эффективности использования природных и энергетических ресурсов;
5) оперативное упреждающее реагирование на нештатные ситуации;
6) формирование более высокого уровня экологической информированности и ответственности руководителей и работников оператора объекта;
7) информирование общественности об экологической деятельности предприятия;
8) повышение эффективности системы экологического менеджмента.
В соответствии со статьей 183 ПЭК проводится операторами объектов I и II категорий на основе программы ПЭК, являющейся частью экологического разрешения, а также программы повышении экологической эффективности.
Экологическая оценка эффективности производственного процесса в рамках ПЭК осуществляется на основе измерений и (или) расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов.
На основании статьи 184 операторы объектов I и II категорий имеют право самостоятельно определять организационную структуру службы ПЭК и ответственность персонала за его проведение.
При проведении ПЭК оператор объекта обязан:
1) соблюдать программу ПЭК;
2) реализовывать условия программы ПЭК и представлять отчеты по результатам ПЭК в соответствии с требованиями к отчетности по результатам ПЭК;
3) в отношении объектов I категории – установить автоматизированную систему мониторинга эмиссий в окружающую среду на основных стационарных источниках эмиссий в соответствии с утвержденным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды порядком ведения автоматизированного мониторинга эмиссий в окружающую среду и требованиями пункта 4 статьи 186 настоящего Кодекса;
4) создать службу ПЭК либо назначить работника, ответственного за организацию и проведение ПЭК и взаимодействие с органами государственного экологического контроля;
5) следовать процедурным требованиям и обеспечивать качество получаемых данных;
6) систематически оценивать результаты ПЭК и принимать необходимые меры по устранению выявленных несоответствий требованиям экологического законодательства РК;
7) представлять в установленном порядке отчеты по результатам ПЭК в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
8) в течение трех рабочих дней сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушения требований экологического законодательства РК, выявленных в ходе осуществления ПЭК;
9) обеспечивать доступ общественности к программам ПЭК и отчетным данным по ПЭК;
10) по требованию государственных экологических инспекторов представлять документацию, результаты анализов, исходные и иные материалы ПЭК, необходимые для осуществления государственного экологического контроля.
Согласно статье 185 программа ПЭК должна содержать следующую информацию:
1) обязательный перечень количественных и качественных показателей эмиссий загрязняющих веществ и иных параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;
2) периодичность и продолжительность производственного мониторинга, частоту осуществления измерений;
3) сведения об используемых инструментальных и расчетных методах проведения производственного мониторинга;
4) необходимое количество точек отбора проб для параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга (по компонентам: атмосферный воздух, воды, почвы), и указание мест проведения измерений;
5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;
6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства РК, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение;
7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;
8) протокол действий в нештатных ситуациях;
9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение ПЭК;
10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения ПЭК.
Программа ПЭК объектов I и II категорий должна также соответствовать экологическим условиям, содержащимся в экологическом разрешении.
[member]
Разработка программы ПЭК объектов I и II категорий осуществляется в соответствии с приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 14 июля 2021 года № 250 «Об утверждении Правил разработки программы ПЭК объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и предоставления периодических отчетов по результатам ПЭК».
В соответствии со статьей 186 производственный мониторинг является элементом ПЭК, а также программы повышения экологической эффективности.
В рамках осуществления производственного мониторинга выполняются:
- операционный мониторинг,
- мониторинг эмиссий в окружающую среду,
- мониторинг воздействия.
Операционный мониторинг (мониторинг производственного процесса) включает в себя наблюдение за параметрами технологического процесса для подтверждения того, что показатели деятельности объекта находятся в диапазоне, который считается целесообразным для его надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологического регламента данного производства. Содержание операционного мониторинга определяется оператором объекта.
Мониторингом эмиссий в окружающую среду является наблюдение за количеством, качеством эмиссий и их изменением.
Мониторинг эмиссий в окружающую среду на объектах I категории должен включать в себя использование автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду.
Автоматизированная система мониторинга эмиссий в окружающую среду – автоматизированная система производственного экологического мониторинга, отслеживающая показатели эмиссий в окружающую среду на основных стационарных источниках эмиссий, которая обеспечивает передачу данных в информационную систему мониторинга эмиссий в окружающую среду в режиме реального времени в соответствии с правилами ведения автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Функционирование автоматизированной системы мониторинга, осуществляемые ею измерения, их обработка, передача, хранение и использование должны соответствовать требованиям законодательства РК в области технического регулирования, об обеспечении единства измерений и об информатизации.
Проведение мониторинга воздействия включается в программу ПЭК в тех случаях, когда это необходимо для отслеживания соблюдения требований экологического законодательства РК и нормативов качества окружающей среды либо определено в комплексном экологическом разрешении.
Мониторинг воздействия является обязательным в следующих случаях:
1) когда деятельность затрагивает чувствительные экосистемы и состояние здоровья населения;
2) на этапе введения в эксплуатацию технологических объектов;
3) после аварийных эмиссий в окружающую среду.
Мониторинг воздействия может осуществляться оператором объекта индивидуально, а также совместно с операторами других объектов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Производственный мониторинг эмиссий в окружающую среду и мониторинг воздействия осуществляются лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством РК об аккредитации в области оценки соответствия.
Лицо, осуществляющее производственный мониторинг, несет ответственность в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях за предоставление недостоверной информации по результатам производственного мониторинга.
Данные производственного мониторинга используются для оценки состояния окружающей среды в рамках ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
В соответствии со статьей 188 лицо, ответственное за проведение ПЭК, обязано обеспечить ведение на объекте или отдельных участках работ журналов ПЭК, в которые работники должны записывать обнаруженные факты нарушения требований экологического законодательства РК с указанием сроков их устранения.
Лица, ответственные за проведение ПЭК, обнаружившие факт нарушения экологических требований, в результате которого возникает угроза жизни и (или) здоровью людей или риск причинения экологического ущерба, обязаны незамедлительно принять все зависящие от них меры по устранению или локализации возникшей ситуации и сообщить об этом руководству оператора объекта.
Согласно статье 189 оператор объекта принимает меры по регулярной внутренней проверке соблюдения требований экологического законодательства РК и сопоставлению результатов ПЭК с условиями экологического и иных разрешений.
Внутренние проверки проводятся работником (работниками), на которого (которых) оператором объекта возложена ответственность за организацию и проведение ПЭК.
В ходе внутренних проверок контролируются:
1) выполнение мероприятий, предусмотренных программой ПЭК;
2) следование производственным инструкциям и правилам, относящимся к охране окружающей среды;
3) выполнение условий экологического и иных разрешений;
4) правильность ведения учета и отчетности по результатам ПЭК;
5) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения ПЭК.
Работник (работники), осуществляющий (осуществляющие) внутреннюю проверку, обязан (обязаны):
1) рассмотреть отчет о предыдущей внутренней проверке;
2) обследовать каждый объект, на котором осуществляются эмиссии в окружающую среду;
3) составить письменный отчет руководителю, включающий, при необходимости, требования о проведении мер по устранению несоответствий, выявленных в ходе проверки, сроки и порядок их устранения.
Согласно приложения 1 к Правилам разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля, форма программы ПЭК объектов I и II категории состоит из 11 таблиц и выглядит следующим образом:
Отчет о выполнении программы ПЭК предоставляются ежеквартально до первого числа второго месяца за отчётным кварталом в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды — oos.ecogeo.gov.kz.
Отчеты по результатам ПЭМ проводимого в казахстанской части Каспийского моря представляются ежегодно до первого числа третьего месяца следующего за отчётным периодом в информационную систему уполномоченного органа — oos.ecogeo.gov.kz.
Форму отчета ПЭК можно посмотреть в Приложении 2 к Правилам разработки программы ПЭК объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам ПЭК.
[/member]