В Казахстане 2 января 2021 года был принят новый Экологический Кодекс, который был разработан с учетом опыта развитых стран в регулировании деятельность промышленных предприятий. Вступил в силу с 1 июля 2021 года. Согласно Экологическому Кодексу РК крупные загрязнители окружающей среды обязаны сокращать свои выбросы, сбросы и отходы применяя наилучшие доступные техники (НДТ) начиная с 2025 года. Также предприятия, имеющие на балансе стационарные источники загрязнения атмосферы с объемом эмиссий 500 тонн в год с 1 января 2023 года обязаны установить на трубе автоматизированную систему мониторинга (АСМ) выбросов в реальном времени.
Вместе с изменением подхода в регулировании выбросов, сбросов и отходов промышленных предприятий увеличили размеры штрафов за правонарушения в области природопользования до 10 раз, а также срок исковой давности до 3 лет.
В регулировании природопользования согласно новому Экологическому Кодексу РК применяется подход единого оператора объекта, т.е. если раньше каждый подрядчик и субподрядчик получал для своей деятельности отдельное разрешение, то теперь на всю деятельность на промышленной площадке заказчика единое разрешение должен получать оператор объекта. При этом, важно учитывать наличие технологической связи между деятельностью подрядчика и заказчика для учета выбросов в едином разрешении заказчика т.е. оператора объекта.
В связи с изменением подхода в регулировании деятельности промышленных предприятий при внесений изменений в существующую деятельность возникает необходимость пересмотреть полностью весь разрешительный документ, что создает бюрократию. Соответственно, с целью сокращения бюрократии, а также недопущения разных толкований на местах представители КЭРК Министерства экологии на совещаниях 12 апреля и 29 апреля этого года предложили рассматривать процессы производства с точки зрения технологически связанности. Представители Ассоциации практикующих экологов отметили, что при таком подходе даже для установки автоматизированной системы предприятиям придется полностью пересматривать разрешительный документ что усложняет своевременную установку АСМ. Стоит отметить, что предприятия уже сейчас просят перенести сроки установки АСМ «по техническим причинам», в случае бюрократизации процессов срок установки могут передвинуть еще на несколько лет что ухудшает положение общественности, которая желает увидеть реальные данные по выбросам предприятий.
Также Министерство экологии, геологии и природных ресурсов с учетом предложений общественности, Ассоциации практикующих экологов предлагают не ограничивать время проведения общественных слушаний, а также предлагают сократить срок проведения скрининга до 20 рабочих дней.
С предлагаемыми изменениями и дополнениями в Экологический Кодекс РК можете ознакомиться по следующим документам.