В Казахстане с 1 июля 2021 года вступил в силу новый Экологический Кодекс РК, который предусматривает ответственность акиматов для реализации экологической политики на местах. Согласно статье 28, пункт 2 акиматы областей, городов республиканского значения, столицы с учетом утвержденных целевых показателей качества окружающей среды несут ответственность за реализацию государственной экологической политики на местном уровне в соответствии с Законом РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
Согласно статье 37 Экологического Кодекса акиматы областей и городов республиканского значения обязаны разработать Целевые показатели качества окружающей среды (ЦПКОС) на пятилетнюю перспективу, который отражает нынешнее экологическое состояние компонентов окружающей среды в регионе и устанавливает целевые индикаторы для приведения в соответствие с установленными предельно-допустимыми нормами в результате применения мер. В дополнении к ЦПКОС акиматы областей и городов республиканского значения обязаны разработать План природоохранных мероприятий (ППМ) на трехлетнюю перспективу, где должны указать мероприятия по улучшению качества компонентов окружающей среды. Данные мероприятия, финансируются за счет налоговых поступлений за предыдущие три года.
Учитывая важную роль акиматов в улучшении качества компонентов окружающей среды
Саморегулируемая организация «Ассоциация практикующих экологов» составила рейтинг акиматов Казахстана на основе оценки проведенных мероприятий в области экологии за 2021 год. В рейтинге рассматриваются предпринимаемые действия акиматов по следующим направлениям: загрязнение воздуха и газификация как решение данной проблемы, проблемные ситуации, связанные с водными объектами, канализационно-очистными сооружениями, отходами, флорой и фауной рассматриваемых регионов. Данные были взяты из открытых источников.
1) Город Нур-Султан – «0,7» балла. Рассматривались действия в отношении улучшения качества воздуха за счет газификации, водных объектов, несанкционированных скоплений отходов. Предпринимаются меры для подключения к газу частных домов, однако уровень газификации остается все еще низким. Наблюдаются нарушения требований Водного и Экологического кодексов в отношении группы озер Талдыколь, который засыпается строительными отходами с середины 2020 года, а также не предпринимались меры против засыпки реки Ишим около моста «Беласар», это бездействие и действие направленное против природы было оценено отрицательно в «-5» баллов. Касательно несанкционированных скоплений отходов в 2021 году было ликвидировано свыше 50 несанкционированных свалок. Функционирует система раздельного сбора отходов.
2) Город Алматы – «2,8» баллов. Газификация постоянно переносится, на ТЭЦ используется высокозольный уголь с проектной зольностью 42%. Акимат реагировал на все возникающие проблемы по экологии, были определены причины той или иной ситуации, но принятые меры недостаточны. Функционирует система раздельного сбора отходов. В открытых источниках нет информации о завершении реализации мер в отношении: свалки на Большой Алматинке или эпидемии охридского минера.
3) Город Шымкент – «1,5» балла. Рассматривалась только проблема высокого уровня загрязнения воздуха. Принятые действия по газификации недостаточны, также свой вклад в загрязнение воздуха вносят промышленные предприятия как НПЗ и ТЭЦ, а также большое количество устаревших авто. В Целом по городу Шымкент проблемы экологии не освящаются в СМИ, хотя в социальных сетях жители города Шымкент писали о проблеме отсутствия сортировки коммунальных отходов, а также о необходимости увеличения зеленых насаждений.
4) Акмолинская область – «1,5» балла. Данные о завершении запланированных проектов по газификации не найдены. На жалобу жителей о фиктивном проведении общественного слушания в отношении проекта «Строительство фабрики «Казахалтын Technology»», Акимат ответил, что нарушений в проведении слушания нет. В Акмолинской области расположены хвостохранилища, а также места захоронения радиационных отходов. Касательно проблемы отходов было сообщено, что будут приняты меры, но данных о реализации нет. В регионе только в Щучинске, Аршалы, Акмоле, Шантобе и Косшы есть предприятия по очистке стоков. В пяти районных центрах (Акколь, Атбасар, Макинск, Ерейментау, Шортанды), где сохранилась общесплавная канализация, отходы без очистки поступают в накопители. Еще хуже обстановка в остальных восьми районах – там централизованный отвод стоков отсутствует, и они сбрасываются на рельеф. Повсеместно нет ливневой канализации, из-за чего поверхностные загрязненные воды населенных пунктов смываются в ближайшие водоемы. Данных о реконструкции или строительстве КОС нет.
5) Актюбинская область – «2,3» баллов. Принятые действия по газификации недостаточны, в регионе находятся крупные заводы по производству хромовых соединений. Нет ответа со стороны акимата на обращения жителей по проблеме пыли от щебеночных заводов. Касательно загрязнения озера Шалкар — разработан проект по очистке, данных о реализации нет. Одна из главных проблем региона – изношенная канализационная система, которая приводит к ухудшению качества воздуха и неприятному запаху. Планируется модернизация канализационно-очистных сооружений в Актобе.
6) Алматинская область – «3,7» баллов. Предпринятые действия по газификации недостаточны. Действия в отношении вырубки деревьев на Бутаковском ущелье Иле-Алатауского Национального парка предприняты в полной мере, виновные привлечены к ответственности и обязали восстановить вырубленные зеленые насаждения. Деятельность карьеров на берегу реки Талгар привела к разрушению берега реки, изменению русла, вода практически исчезла. Талгарский районный акимат официально сообщил, что карьеры должны работать до 18.00, но данное требование не соблюдается. Планировалось строительство системы канализации, строительство канализационного очистного сооружения (КОС) на 6,5 тыс.м3/сут побережье оз. Алаколь Алакольского района Алматинской области. Данных о реализации проекта нет.
7) Атырауская область – «0,9» балла. Предпринимаются меры по газификации региона. Отрицание проблемы падежа скота из-за нехватки воды. В отношении проблемы несанкционированных свалок найдена причина, было сообщено, что будут приняты меры, но данных о реализации нет. Ведутся работы по реконструкции канализационно-очистных сооружении, а также по очистке и реконструкции пруда-испарителя «Тухлая балка».
8) Западно-Казахстанская область – «3,8» балла. Рассматривались проблемы отходов. Меры для решения проблемы свалки на пересечении Лермонтова-Нурпеисовой приняты в полной мере. По поводу проблемы вывоза отходов в Уральске – проблемы рассмотрена, меры найдены, данных о реализации нет. Акимом области было поручено в каждом районе определить один сельский населенный пункт и проработать вопрос проектирования и начала строительства локальных канализационных модульных устройств.
9) Жамбылская область – «2,5» баллов. Повреждено ограждение у полигона отходов, происходит распространение отходов по близлежащим территориям за счет ветра, также наблюдаются возгорания. Решение акимата для предотвращения возгорания — дежурство специалистов. Меры по газификации и решению проблем отходов недостаточны, отсутствуют меры по решению проблемы ограждения полигона. В районах области раздельный сбор отходов внедряется медленными темпами. Город Тараз является единственным областным центром в Казахстане, не имеющим специальной станции биологической очистки канализационных вод. Технико-экономическое обоснование проекта строительства комплекса очистки городских канализационных стоков подготовлено и передано на рассмотрение РГП «Госэкспертиза».
10) Карагандинская область – «2,2» баллов. Данные о газификации региона отсутствуют. Акимат реагирует на проблемы, осуществляются выезды и т. д., но конкретные действия не принимаются. Раздельный сбор отходов осуществляется в г. Караганды и Темиртау. Из отходов изготавливают полимерную тротуарную плитку, шлакоблоки, канализационные люки.
11) Костанайская область – «2,5» балла. Рассматривалась только один случай. Для решения проблемы водного объекта принятые меры недостаточны. Есть проект «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Аркалыка» разработанный в 2020 году, но результата о реализации нет. Раздельный сбор отходов частично функционирует в городах Костанай, Рудный, Житикара, Аркалык.
12) Кызылординская область – «2,3» балла. Акимат реагирует на проблемы, но предпринимаемые меры недостаточны. Жители жалуются на стихийные свалки и неприятный запах от КОС. Разрабатывается проект по модернизации сооружения по очистке. Акимат сообщает, что предпринимаются шаги в направлении раздельного сбора отходов: ведется комплексная работа по сбору, сортировке и переработке отходов, в том числе планируется строительство комплекса по сортировке ТБО мощностью 60 тыс. тонн продукции
13) Мангистауская область – «2» балла. Данные об итогах газификации региона нет. Отмечаются следующие проблемы, связанные с отходами: несвоевременный вывоз отходов, возгорания на полигоне, образование стихийных свалок. Действия в отношении решения проблем отходов недостаточны. Продолжаются работы по строительству КОС. В 2021 году 27 % бытовых отходов, вывезенных из населенных пунктов области, были отсортированы и отправлены на переработку в другие регионы или страны ближнего зарубежья. Аким области Нурлан Ногаев отметил необходимость оказания поддержки предприятиям, занимающимся сортировкой и переработкой твердых бытовых отходов в регионе
14) Туркестанская область – «2,3» баллов. Предпринятые действия по газификации недостаточны. Акимат прореагировал на проблему гибели животных, но конкретных действий принято не было. Раздельного сбора отходов нет. Не налажена работа очистных сооружений КОС-1, КОС-2, не начато строительство очистных сооружений КОС-3, ГКП «Ленгер Су».
15) Павлодарская область – «3,8» балла. Рассматривалась только одна проблема – заболачивание реки Подстепка. Предпринимаются меры по очистке реки, но не предпринимаются меры по предотвращению заболачивания. Строительство сооружения для очистки сточных вод с мощностью свыше 5 тыс. м3 в сутки планируется в 2022 году. Раздельный сбор внедрен на разных этапах в трех городах, имеется 10 предприятий, осуществляющих сбор, переработку и утилизацию отходов. Из пластика делают flex-материал, мешки для отходов, брусчатку и прочее.
16) Северо-Казахстанская область – «3» балла. Рассматривались проблемы зеленых насаждений региона. В 2021 году погибли более 16% высаженных деревьев и около 12% — живой изгороди. Акимом было поручено разработать дендрокарту города. Причина была определена: несвоевременный полив и нарушения корневой системы. Принятые меры недостаточны для решения проблем. В области не ведется работа по внедрению раздельного сбора отходов. По канализационно-очистным сооружениям: в селе Новоишимское района имени Габита Мусрепова, завершается строительство первых в Казахстане канализационных очистных сооружений (КОС) закрытого типа.
17) Восточно-Казахстанская область – «2,3» балла. Программа газификации идет с опозданием. Конкретные меры для решения многолетних проблем отходов не применяются. В акимата сообщают, что будут применяться меры, меняться тарифы, но результата нет, что касается раздельного сбора отходов, то в 2021 году планировалось завершить строительство первого в этом регионе завода по переработке ТБО. Данных о завершении строительства и введения в эксплуатацию нет. В целом проблемы экологии в Восточно-Казахстанской области в СМИ не получают широкого освещения.
На рисунке 1 представлен рейтинг акиматов Казахстана по мероприятиям в сфере экологии за 2021 год, график составлен на основе таблицы 1.
Рисунок 1 – Рейтинг акимов Казахстана по мероприятиям в сфере экологии за 2021 год
Таблица 1 – рейтинг акиматов
На рисунке 1 видно, что наибольшее количество экологических случаев на основе открытых источников было зафиксировано в городе Алматы (11 случаев), наименьшее в городе Шымкент (2 случая). Максимальное количество баллов у следующих областей: Западно-Казахстанская, Павлодарская (3,8 баллов), наименьшие значения 0,7 у г. Нур-Султан и 0,9 у Атырауской области.
Саморегулируемая организация «Ассоциация практикующих экологов» составила рейтинг акиматов Казахстана на основе оценки проведенных мероприятий в области экологии за 2021 год. В рейтинге рассматриваются предпринимаемые действия акиматов по следующим направлениям: загрязнение воздуха и газификация как решение данной проблемы, проблемные ситуации, связанные с водными объектами, канализационно-очистными сооружениями, отходами, флорой и фауной рассматриваемых регионов. Данные были взяты из открытых источников.
1) Город Нур-Султан – «0,7» балла. Рассматривались действия в отношении улучшения качества воздуха за счет газификации, водных объектов, несанкционированных скоплений отходов. Предпринимаются меры для подключения к газу частных домов, однако уровень газификации остается все еще низким. Наблюдаются нарушения требований Водного и Экологического кодексов в отношении группы озер Талдыколь, который засыпается строительными отходами с середины 2020 года, а также не предпринимались меры против засыпки реки Ишим около моста «Беласар», это бездействие и действие направленное против природы было оценено отрицательно в «-5» баллов. Касательно несанкционированных скоплений отходов в 2021 году было ликвидировано свыше 50 несанкционированных свалок. Функционирует система раздельного сбора отходов.
2) Город Алматы – «2,8» баллов. Газификация постоянно переносится, на ТЭЦ используется высокозольный уголь с проектной зольностью 42%. Акимат реагировал на все возникающие проблемы по экологии, были определены причины той или иной ситуации, но принятые меры недостаточны. Функционирует система раздельного сбора отходов. В открытых источниках нет информации о завершении реализации мер в отношении: свалки на Большой Алматинке или эпидемии охридского минера.
3) Город Шымкент – «1,5» балла. Рассматривалась только проблема высокого уровня загрязнения воздуха. Принятые действия по газификации недостаточны, также свой вклад в загрязнение воздуха вносят промышленные предприятия как НПЗ и ТЭЦ, а также большое количество устаревших авто. В Целом по городу Шымкент проблемы экологии не освящаются в СМИ, хотя в социальных сетях жители города Шымкент писали о проблеме отсутствия сортировки коммунальных отходов, а также о необходимости увеличения зеленых насаждений.
4) Акмолинская область – «1,5» балла. Данные о завершении запланированных проектов по газификации не найдены. На жалобу жителей о фиктивном проведении общественного слушания в отношении проекта «Строительство фабрики «Казахалтын Technology»», Акимат ответил, что нарушений в проведении слушания нет. В Акмолинской области расположены хвостохранилища, а также места захоронения радиационных отходов. Касательно проблемы отходов было сообщено, что будут приняты меры, но данных о реализации нет. В регионе только в Щучинске, Аршалы, Акмоле, Шантобе и Косшы есть предприятия по очистке стоков. В пяти районных центрах (Акколь, Атбасар, Макинск, Ерейментау, Шортанды), где сохранилась общесплавная канализация, отходы без очистки поступают в накопители. Еще хуже обстановка в остальных восьми районах – там централизованный отвод стоков отсутствует, и они сбрасываются на рельеф. Повсеместно нет ливневой канализации, из-за чего поверхностные загрязненные воды населенных пунктов смываются в ближайшие водоемы. Данных о реконструкции или строительстве КОС нет.
5) Актюбинская область – «2,3» баллов. Принятые действия по газификации недостаточны, в регионе находятся крупные заводы по производству хромовых соединений. Нет ответа со стороны акимата на обращения жителей по проблеме пыли от щебеночных заводов. Касательно загрязнения озера Шалкар — разработан проект по очистке, данных о реализации нет. Одна из главных проблем региона – изношенная канализационная система, которая приводит к ухудшению качества воздуха и неприятному запаху. Планируется модернизация канализационно-очистных сооружений в Актобе.
6) Алматинская область – «3,7» баллов. Предпринятые действия по газификации недостаточны. Действия в отношении вырубки деревьев на Бутаковском ущелье Иле-Алатауского Национального парка предприняты в полной мере, виновные привлечены к ответственности и обязали восстановить вырубленные зеленые насаждения. Деятельность карьеров на берегу реки Талгар привела к разрушению берега реки, изменению русла, вода практически исчезла. Талгарский районный акимат официально сообщил, что карьеры должны работать до 18.00, но данное требование не соблюдается. Планировалось строительство системы канализации, строительство канализационного очистного сооружения (КОС) на 6,5 тыс.м3/сут побережье оз. Алаколь Алакольского района Алматинской области. Данных о реализации проекта нет.
7) Атырауская область – «0,9» балла. Предпринимаются меры по газификации региона. Отрицание проблемы падежа скота из-за нехватки воды. В отношении проблемы несанкционированных свалок найдена причина, было сообщено, что будут приняты меры, но данных о реализации нет. Ведутся работы по реконструкции канализационно-очистных сооружении, а также по очистке и реконструкции пруда-испарителя «Тухлая балка».
8) Западно-Казахстанская область – «3,8» балла. Рассматривались проблемы отходов. Меры для решения проблемы свалки на пересечении Лермонтова-Нурпеисовой приняты в полной мере. По поводу проблемы вывоза отходов в Уральске – проблемы рассмотрена, меры найдены, данных о реализации нет. Акимом области было поручено в каждом районе определить один сельский населенный пункт и проработать вопрос проектирования и начала строительства локальных канализационных модульных устройств.
9) Жамбылская область – «2,5» баллов. Повреждено ограждение у полигона отходов, происходит распространение отходов по близлежащим территориям за счет ветра, также наблюдаются возгорания. Решение акимата для предотвращения возгорания — дежурство специалистов. Меры по газификации и решению проблем отходов недостаточны, отсутствуют меры по решению проблемы ограждения полигона. В районах области раздельный сбор отходов внедряется медленными темпами. Город Тараз является единственным областным центром в Казахстане, не имеющим специальной станции биологической очистки канализационных вод. Технико-экономическое обоснование проекта строительства комплекса очистки городских канализационных стоков подготовлено и передано на рассмотрение РГП «Госэкспертиза».
10) Карагандинская область – «2,2» баллов. Данные о газификации региона отсутствуют. Акимат реагирует на проблемы, осуществляются выезды и т. д., но конкретные действия не принимаются. Раздельный сбор отходов осуществляется в г. Караганды и Темиртау. Из отходов изготавливают полимерную тротуарную плитку, шлакоблоки, канализационные люки.
11) Костанайская область – «2,5» балла. Рассматривалась только один случай. Для решения проблемы водного объекта принятые меры недостаточны. Есть проект «Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Аркалыка» разработанный в 2020 году, но результата о реализации нет. Раздельный сбор отходов частично функционирует в городах Костанай, Рудный, Житикара, Аркалык.
12) Кызылординская область – «2,3» балла. Акимат реагирует на проблемы, но предпринимаемые меры недостаточны. Жители жалуются на стихийные свалки и неприятный запах от КОС. Разрабатывается проект по модернизации сооружения по очистке. Акимат сообщает, что предпринимаются шаги в направлении раздельного сбора отходов: ведется комплексная работа по сбору, сортировке и переработке отходов, в том числе планируется строительство комплекса по сортировке ТБО мощностью 60 тыс. тонн продукции
13) Мангистауская область – «2» балла. Данные об итогах газификации региона нет. Отмечаются следующие проблемы, связанные с отходами: несвоевременный вывоз отходов, возгорания на полигоне, образование стихийных свалок. Действия в отношении решения проблем отходов недостаточны. Продолжаются работы по строительству КОС. В 2021 году 27 % бытовых отходов, вывезенных из населенных пунктов области, были отсортированы и отправлены на переработку в другие регионы или страны ближнего зарубежья. Аким области Нурлан Ногаев отметил необходимость оказания поддержки предприятиям, занимающимся сортировкой и переработкой твердых бытовых отходов в регионе
14) Туркестанская область – «2,3» баллов. Предпринятые действия по газификации недостаточны. Акимат прореагировал на проблему гибели животных, но конкретных действий принято не было. Раздельного сбора отходов нет. Не налажена работа очистных сооружений КОС-1, КОС-2, не начато строительство очистных сооружений КОС-3, ГКП «Ленгер Су».
15) Павлодарская область – «3,8» балла. Рассматривалась только одна проблема – заболачивание реки Подстепка. Предпринимаются меры по очистке реки, но не предпринимаются меры по предотвращению заболачивания. Строительство сооружения для очистки сточных вод с мощностью свыше 5 тыс. м3 в сутки планируется в 2022 году. Раздельный сбор внедрен на разных этапах в трех городах, имеется 10 предприятий, осуществляющих сбор, переработку и утилизацию отходов. Из пластика делают flex-материал, мешки для отходов, брусчатку и прочее.
16) Северо-Казахстанская область – «3» балла. Рассматривались проблемы зеленых насаждений региона. В 2021 году погибли более 16% высаженных деревьев и около 12% — живой изгороди. Акимом было поручено разработать дендрокарту города. Причина была определена: несвоевременный полив и нарушения корневой системы. Принятые меры недостаточны для решения проблем. В области не ведется работа по внедрению раздельного сбора отходов. По канализационно-очистным сооружениям: в селе Новоишимское района имени Габита Мусрепова, завершается строительство первых в Казахстане канализационных очистных сооружений (КОС) закрытого типа.
17) Восточно-Казахстанская область – «2,3» балла. Программа газификации идет с опозданием. Конкретные меры для решения многолетних проблем отходов не применяются. В акимата сообщают, что будут применяться меры, меняться тарифы, но результата нет, что касается раздельного сбора отходов, то в 2021 году планировалось завершить строительство первого в этом регионе завода по переработке ТБО. Данных о завершении строительства и введения в эксплуатацию нет. В целом проблемы экологии в Восточно-Казахстанской области в СМИ не получают широкого освещения.
рейтинг акиматов по экологии АПЭ.xlsb
Автор: Ассоциация практикующих экологов