Технологические нормативы выбросов, комплексное экологическое разрешение, порядок получения

Новости Экологический кодекс

 Нормативы допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду – экологические нормативы, которые установлены для показателей воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду.

К нормативам допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду относятся:

1) нормативы эмиссий;

2) технологические нормативы;

3) лимиты накопления отходов, лимиты захоронения отходов;

4) нормативы допустимых физических воздействий на природную среду;

5) лимиты размещения серы в открытом виде на серных картах;

6) нормативы допустимой совокупной антропогенной нагрузки на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Экологического кодекса РК под технологическими нормативами понимаются экологические нормативы, устанавливаемые в комплексном экологическом разрешении (КЭР) в виде:

1) предельного количества (массы) маркерных загрязняющих веществ на единицу объема эмиссий;

2) количества потребления электрической и (или) тепловой энергии, иных ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Под маркерными загрязняющими веществами понимаются наиболее значимые для эмиссий конкретного вида производства или технологического процесса загрязняющие вещества, которые выбираются из группы характерных для такого производства или технологического процесса загрязняющих веществ и с помощью которых возможно оценить значения эмиссий всех загрязняющих веществ, входящих в группу.

Маркерные загрязняющие вещества, уровни эмиссий маркерных загрязняющих веществ и уровни потребления энергии и (или) иных ресурсов, связанные с применением наилучших доступных техник, определяются в заключениях по наилучшим доступным техникам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Экологического кодекса РК к технологическим нормативам относятся:

1) технологические нормативы выбросов;

2) технологические нормативы сбросов;

3) технологические удельные нормативы потребления воды;

4) технологические удельные нормативы потребления тепловой и (или) электрической энергии.

 

Технологические нормативы устанавливаются в [member] комплексном экологическом разрешении (КЭР) и не должны превышать соответствующие технологические показатели (при их наличии), связанные с применением наилучших доступных техник по конкретным областям их применения, установленные в заключениях по наилучшим доступным техникам.

Обоснование технологических нормативов обеспечивается в проекте технологических нормативов, представляемом в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды оператором объекта вместе с заявлением на получение КЭР.

Согласно статье 113 под наилучшими доступными техниками понимается наиболее эффективная и передовая стадия развития видов деятельности и методов их осуществления, которая свидетельствует об их практической пригодности для того, чтобы служить основой установления технологических нормативов и иных экологических условий, направленных на предотвращение или, если это практически неосуществимо, минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом:

1) под техниками понимаются как используемые технологии, так и способы, методы, процессы, практики, подходы и решения, применяемые к проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации, управлению и выводу из эксплуатации объекта;

2) техники считаются доступными, если уровень их развития позволяет внедрить такие техники в соответствующем секторе производства на экономически и технически возможных условиях, принимая во внимание затраты и выгоды, вне зависимости от того, применяются ли или производятся ли такие техники в Республике Казахстан, и лишь в той мере, в какой они обоснованно доступны для оператора объекта;

3) под наилучшими понимаются те доступные техники, которые наиболее действенны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды как единого целого.

Применение наилучших доступных техник направлено на комплексное предотвращение загрязнения окружающей среды, минимизацию и контроль негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Под областями применения наилучших доступных техник понимаются отдельные отрасли экономики, виды деятельности, технологические процессы, технические, организационные или управленческие аспекты ведения деятельности, для которых в соответствии с Экологическим кодексом определяются наилучшие доступные техники. Области применения наилучших доступных техник определяются в приложении 3 к Экологическому кодексу РК.

Наилучшие доступные техники определяются на основании сочетания следующих критериев:

1) использование малоотходной технологии;

2) использование менее опасных веществ;

3) способствование восстановлению и рециклингу веществ, образующихся и используемых в технологическом процессе, а также отходов, насколько это применимо;

4) сопоставимость процессов, устройств и операционных методов, успешно испытанных на промышленном уровне;

5) технологические прорывы и изменения в научных знаниях;

6) природа, влияние и объемы соответствующих эмиссий в окружающую среду;

7) даты ввода в эксплуатацию для новых и действующих объектов;

8) продолжительность сроков, необходимых для внедрения наилучшей доступной техники;

9) уровень потребления и свойства сырья и ресурсов (включая воду), используемых в процессах, и энергоэффективность;

10) необходимость предотвращения или сокращения до минимума общего уровня негативного воздействия эмиссий на окружающую среду и рисков для окружающей среды;

11) необходимость предотвращения аварий и сведения до минимума негативных последствий для окружающей среды;

12) информация, опубликованная международными организациями;

13) промышленное внедрение на двух и более объектах в РК или за ее пределами.

В качестве наилучшей доступной техники не могут быть определены технологические процессы, технические, управленческие и организационные способы, методы, подходы и практики, при применении которых предотвращение или сокращение негативного воздействия на один или несколько компонентов природной среды достигается за счет увеличения негативного воздействия на другие компоненты природной среды.

 

Заключения по наилучшим доступным техникам утверждаются Правительством РК на основании справочников по наилучшим доступным техникам. Заключения по наилучшим доступным техникам включают следующие положения:

1) выводы по наилучшим доступным техникам;

2) описание наилучших доступных техник;

3) информацию, необходимую для оценки применимости наилучших доступных техник;

4) уровни эмиссий, связанные с применением наилучших доступных техник;

5) иные технологические показатели, связанные с применением наилучших доступных техник, в том числе уровни потребления энергетических, водных и иных ресурсов;

6) требования по мониторингу, связанные с применением наилучших доступных техник;

7) требования по ремедиации.

Уровни эмиссий, связанные с применением наилучших доступных техник, определяются как диапазон уровней эмиссий (концентраций загрязняющих веществ), которые могут быть достигнуты при нормальных условиях эксплуатации объекта с применением одной или нескольких наилучших доступных техник, описанных в заключении по наилучшим доступным техникам, с учетом усреднения за определенный период времени и при определенных условиях. В заключениях по наилучшим доступным техникам также приводится описание условий, при которых могут быть достигнуты уровни эмиссий на нижней границе диапазона.

Иные технологические показатели, связанные с применением наилучших доступных техник, в том числе уровни потребления энергетических, водных и иных ресурсов, определяются как диапазон значений, которые могут быть достигнуты при нормальных условиях эксплуатации объекта с применением одной или нескольких наилучших доступных техник, описанных в заключении по наилучшим доступным техникам.

Согласно приказу и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года № 319 «Правил выдачи экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также форм бланков экологического разрешения на воздействие и порядка их заполнения» комплексное экологическое разрешение – документ, направленный на обеспечение комплексного предотвращения загрязнения окружающей среды с применением наилучших доступных техник, минимизацию и контроль негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 111 наличие КЭР обязательно для объектов I категории. Операторы иных объектов вправе в добровольном порядке получить КЭР при наличии утвержденных Правительством РК заключений по наилучшим доступным техникам для соответствующего технологического процесса или отрасли производства.

КЭР выдаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Если в состав КЭР включены разрешения, выдаваемые иными государственными органами, и если порядок объединения соответствующих государственных услуг по принципу «одного окна» определен совместными приказами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и соответствующих уполномоченных государственных органов, то КЭР выдается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию с соответствующими государственными органами.

КЭР действует бессрочно, но в случае утверждения нового заключения по наилучшим доступным техникам, устанавливающего требования, которым такой объект не соответствует, то действие ранее выданного КЭР прекращается по истечении 1 года после даты утверждения такого заключения по наилучшим доступным техникам, если такое КЭР не было пересмотрено в течение 3 месяцев с даты утверждения нового заключения по наилучшим доступным техникам.

Согласно статье 112 КЭР представляет собой документ установленного образца, содержащий:

1) сведения о его обладателе (операторе), объекте и осуществляемых на нем видах деятельности;

2) экологические условия осуществления деятельности, в том числе:

  • технологические нормативы;
  • нормативы эмиссий в окружающую среду;
  • нормативы допустимых физических воздействий на природную среду;
  • лимиты накопления отходов, лимиты захоронения отходов (при наличии собственного полигона);
  • лимиты размещения серы в открытом виде на серных картах (при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов);
  • лимиты на специальное водопользование в соответствии с Водным кодексом РК в случае, если деятельность включает специальное водопользование;
  • мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению;
  • программу управления отходами;
  • действия и меры по эксплуатации объекта в ситуациях, представляющих опасность для окружающей среды;
  • программу производственного экологического контроля, в том числе требования по проведению производственного мониторинга, включая мониторинг состояния почв и подземных вод и автоматизированный мониторинг эмиссий;
  • необходимые условия и меры по предотвращению загрязнения почв и подземных вод, а также требования по регулярному наблюдению и контролю за соблюдением таких условий и мер в целях предотвращения утечек, разливов, аварий и иных нештатных ситуаций в процессе использования оборудования или при хранении отходов и иных опасных веществ;
  • для действующих объектов I категории при невозможности соблюдения ими технологических показателей, связанных с применением наилучших доступных техник, – проект программы повышения экологической эффективности;
  • иные требования по охране окружающей среды, указанные в заключении об оценке воздействия на окружающую среду;

3) обоснование причин принятия решения о выдаче комплексного экологического разрешения.

Формы бланков КЭР и порядок их заполнения устанавливаются в Приказе и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 9 августа 2021 года № 319 «Правил выдачи экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также форм бланков экологического разрешения на воздействие и порядка их заполнения».

В соответствии со статьей 114 заявление на получение КЭР подается в электронном виде в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и должно содержать:

1) наименование, организационно-правовую форму юридического лица или фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) индивидуального предпринимателя; его бизнес-идентификационный номер;

2) наименование и место нахождения объекта;

3) вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

4) характеристику текущего состояния территории, на которой планируется строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объекта;

5) описание техник, применяемых или предлагаемых к применению на объекте в целях предотвращения или снижения уровня его негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе расчеты и обоснования технологических нормативов, предлагаемых оператором для включения в комплексное экологическое разрешение;

6) сравнительную характеристику используемой или предполагаемой к использованию техники с наилучшими доступными техниками, приведенными в заключениях о наилучших доступных техниках по соответствующим областям их применения;

7) предлагаемые для включения в комплексное экологическое разрешение обязательные экологические условия в отношении этапов строительства, эксплуатации и постутилизации объекта, которые должны соответствовать требованиям экологического законодательства Республики Казахстан и выводам заключения по результатам оценки воздействия на окружающую среду;

8) информацию об использовании (потреблении) сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

9) информацию о предполагаемых разрешениях и уведомлениях, которые оператору необходимо получить или представить для осуществления деятельности по строительству и эксплуатации объекта;

10) для действующих объектов:

  • сведения о произошедших на объекте за предыдущие семь лет авариях и инцидентах, повлекших за собой загрязнение окружающей среды или причинение экологического ущерба;
  • информацию о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии).

 

К заявлению на получение КЭР прилагаются:

1) в отношении намечаемой деятельности – проектная документация по строительству и (или) эксплуатации объектов, заключение по результатам оценки воздействия на окружающую среду, заключение о результатах скрининга воздействий намечаемой деятельности либо заявление о намечаемой деятельности, предусмотренное пунктом 2 статьи 68 Экологического кодекса РК;

2) обоснование технологических нормативов и проект нормативов эмиссий вместе с материалами экологической оценки по упрощенному порядку;

3) проект программы управления отходами;

4) проект программы производственного экологического контроля;

5) для действующих объектов I категории при невозможности соблюдения ими технологических показателей, связанных с применением наилучших доступных техник, – проект программы повышения экологической эффективности, разработанной в соответствии со статьей 119 Экологического кодекса РК;

6) проект нормативов размещения серы в открытом виде на серных картах (при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 118 КЭР подлежит пересмотру частично или полностью в следующих случаях:

1) внесения оператором существенных изменений в намечаемую или осуществляемую деятельность, требующих проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 65 Экологического кодекса РК;

2) утверждения нового заключения по наилучшим доступным техникам в связи с принятием нового справочника по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения, устанавливающего требования, которым объект, в отношении которого выдано такое КЭР, не соответствует;

3) внесения изменений в программу повышения экологической эффективности в соответствии с Экологическим кодексом РК.

 

Оператор обязан подать заявление на пересмотр КЭР не позднее чем:

1) за 6 месяцев до предполагаемой даты начала реализации оператором существенных изменений в осуществляемую деятельность;

2) в течение 3 месяцев с даты утверждения нового заключения по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 118.

 

Частичный пересмотр КЭР осуществляется в случае, когда необходимые изменения затрагивают отдельные экологические условия и (или) нормативы допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду, без необходимости пересмотра иных незатрагиваемых условий КЭР. Частичный пересмотр КЭР осуществляется путем оформления к КЭР приложения, содержащего требуемые изменения и (или) дополнения.

 

Порядок и сроки пересмотра (полного или частичного) КЭР определяются в Приказе и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 9 августа 2021 года № 319 «Правил выдачи экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также форм бланков экологического разрешения на воздействие и порядка их заполнения».

Пересмотр КЭР и внесение в него изменений могут быть также осуществлены по инициативе оператора.

Изменения, вносимые в КЭР и не затрагивающие содержащиеся в нем экологические условия, не требуют пересмотра КЭР и осуществляются путем его переоформления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 418 ЭК РК требования об обязательном наличии КЭР вводятся в действие с 1 января 2025 года и не распространяются на объекты I категории, введенные в эксплуатацию до 1 июля 2021 года, и на не введенные в эксплуатацию объекты I категории, по проектам которых до 1 июля 2021 года выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, за исключением случаев, когда планируется реконструкция, проекты которой не имеют действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, выданного до 1 июля 2021 года. Под реконструкцией объекта I категории понимается существенное изменение назначения, технических и технологических характеристик или условий эксплуатации объекта путем его расширения, технического перевооружения, модернизации, переоборудования, перепрофилирования.

В отношении объектов I категории, введенные в эксплуатацию до 1 июля 2021 года, и на не введенные в эксплуатацию объекты I категории, по проектам которых до 1 июля 2021 года выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы или комплексной вневедомственной экспертизы, обязательным является наличие экологического разрешения на воздействия, за исключением случаев добровольного получения КЭР, а также случаев, предусмотренных частью третьей 4 пункта статьи 418, пунктами 5 и 8 статьи 418. Выдача экологических разрешений на воздействия для таких объектов I категории осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 5 статьи 418 ЭК РК КЭР, выданные до 1 июля 2021 года в соответствии с Экологическим кодексом РК от 9 января 2007 года, в том числе указанные в них технологические удельные нормативы, сохраняют свою силу до 1 января 2031 года при условии их соответствия заключениям по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения.

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды с привлечением внутренних и внешних экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом по существующим областям применения наилучших доступных техник, осуществляет оценку соответствия достигнутых результатов по итогам полной реализации программы внедрения наилучших доступных технологий по условиям КЭР, выданных до 1 июля 2021 года, заключениям по наилучшим доступным техникам в порядке и сроки, которые установлены правилами выдачи экологических разрешений. По результатам такой оценки уполномоченный орган в области охраны окружающей среды выносит заключение о соответствии или несоответствии КЭР заключениям по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения. Такое заключение в течение 5 рабочих дней после его вынесения подлежит опубликованию на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

В течение 6 месяцев с даты вынесения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды заключения о несоответствии КЭР заключениям по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения оператор объекта I категории согласовывает с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды изменения в программе к такому комплексному экологическому разрешению, срок которой не может превышать 6 лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 418 ЭК РК подведомственная организация уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, осуществляющая функции Бюро по наилучшим доступным техникам, обеспечивает разработку справочников по наилучшим доступным техникам по всем областям применения наилучших доступных техник до 1 июля 2023 года.

При разработке справочников по наилучшим доступным техникам в отношении действующих объектов I категории, предназначенных для очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения населенных пунктов или производства тепловой и (или) электрической энергии преимущественно в целях энергоснабжения населенных пунктов, должны дополнительно учитываться технические и технологические особенности таких объектов, а также экономические и социальные условия РК, обуславливающие техническую и экономическую доступность наилучших доступных техник для внедрения на указанных объектах I категории.

В соответствии с пунктом 7 статьи 418 ЭК РК уполномоченный орган в области охраны окружающей среды обеспечивает утверждение заключений по наилучшим доступным техникам по всем областям их применения не позднее 31 декабря 2023 года.

[/member]

До утверждения Правительством РК заключений по наилучшим доступным техникам операторы объектов вправе при получении КЭР и обосновании технологических нормативов ссылаться на справочники по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения, разработанные в рамках Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды, а также на решения Европейской комиссии об утверждении заключений по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения. Такие КЭР действительны и сохраняют свою силу в течение срока их действия при условии соответствия заложенных в них технологических нормативов технологическим показателям, связанным с применением наилучших доступных техник, установленных в утвержденных заключениях по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения.

Автор: СРО «Ассоциация практикующих экологов»