TechCamp по разработке политики по индексам качества воздуха в странах Центральной Азии

АНАЛИТИКА Новости ОБУЧЕНИЕ

18-19 октября 2022 года в городе Бишкек в Кыргызстане прошел TechCamp по разработке политики по индексам качества воздуха Центральной Азии. Мероприятие было организовано в целях содействия улучшению системы мониторинга качества воздуха и пересмотра индикаторов оценки качества воздуха на государственном уровне. Организатором выступила общественная организация MoveGreen, программа окружающей среды ООН (UNEP) и Посольство США в Кыргызстане оказали финансовую и административную помощь. Саморегулируемая организация «Ассоциация практикующих экологов» оказала экспертное сопровождение, предоставляя тренеров и наставников в рамках данного мероприятия.

В мероприятии приняли участие представители гидрометеорологических служб, санитарно-эпидемиологических служб, министерств экологии и здравоохранения, ассоциаций и общественных объединений, занимающиеся проблемами загрязнения воздуха в странах Центральной Азии т.е. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

В рамках двухдневного мероприятия прошли учебные сессии и практические обсуждения, посвященные следующим проблемам и задачам:

— правовому регулированию мониторинга и контроля качества воздуха;

— новшества по регулированию выбросов на источнике на примере экологического законодательства Казахстана;

— нерегулируемые виды загрязняющих веществ в воздухе;

— переход на индекс качества воздуха (AQI) и опыт США;

— разработка государственной программы по мониторингу и контролю качества воздуха на примере опыта Агентства окружающей среды (EPA) США;

— проблемы и барьеры перехода на AQI;

— принципы суммации воздействия загрязняющих веществ на состояние здоровья населения;

— вопрос невозможности отказа от традиционных индексов для долгосрочного анализа изменения качества воздуха.

— пути и решения для преодоления барьеров по переходу на индикатор AQI;

Тезисы и выводы по сессиям:

— Основным барьером при проработке вопроса о переходе на индекс AQI или его адаптированную версию является отсутствие коммуникации (взаимодействия) между уполномоченными государственными органами, и как следствие отсутствие единой позиции для вынесения на рассмотрение руководителя уполномоченного ведомства. В этой связи стоит необходимость необходимо интегрировать данные Министерства здравоохранения и Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан для выявления взаимосвязи между источниками загрязнения воздуха (промышленные предприятия) и появлением респираторных заболеваний у людей;

— Не менее важным является отсутствие практики по исследованию влияния качества воздуха на здоровье населения в условиях нынешней ситуации, а также практики пересмотра действующих гигиенических нормативов на основе эпидемиологических исследований. Для понимания проблемы необходимо провести научные и экономические исследования о влиянии загрязнения воздуха на здоровье населения и экономических потерь от временной потери работоспособности человека на период болезней, вызванных ослаблением иммунитета по причине долгосрочного воздействия загрязняющих веществ воздуха на организм человека, также необходимо выделять из государственного бюджета средства на лечение врожденных болезней по причине низкокачественного воздуха городской среды;

— Следующим ограничивающим фактором для перехода на индекс AQI является привязка установленных лимитов выбросов загрязняющих веществ к гигиеническим нормативам качества воздуха без учета ухудшающейся экологической обстановки, а также отсутствие планирования снижения выбросов до уровня нормативов качества. Следует отметить, что в Казахстане предусмотрена разработка экологических нормативов качества до 2024 года, а также плановое внедрение наилучших доступных технологий для снижения выбросов до 2035 года. Существует необходимость утвердить экологические нормативы качества воздуха в виде предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ по основным загрязняющим веществам (NOx, SOx, CO, PM2.5, PM10) с учетом научных исследований развитых стран, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по взвешенным веществам;

— Важным аспектом является информирование населения о состоянии качества воздуха. Необходимо улучшить систему информирования (оповещения) населения в случае значительного ухудшения качества воздуха на примере системы информирования при неблагоприятных метеорологических условиях дополнив мобильное приложение AirKz дополнительными функциями оповещения в случае превышения 1ПДК.

По итогам учебных сессии участники мероприятия, представители государственных органов поблагодарили за полезные и практичные учебные сессии и за возможность обмена опытом. Результаты принятых мер по полученным рекомендациям представители государственных органов представят во время конференции AQCA платформы в феврале 2023 года в городе Астана.

Автор: СРО «Ассоциация практикующих экологов»