В связи с ужесточением требований к загрязняющим веществам от производства цемента в Китае один за другим закрываются заводы по производству цемента. Также закрытию заводов способствует избыток предложения на рынке. Одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации «Рейтер» опубликовала аналитическую статью о закрытии цементных заводов в Китае и об их миграции в страны Центральной Азии, в том числе в Казахстан. Ассоциация практикующих экологов подготовила анализ требований нормативно-правовых актов, регулирующих выбросы от производства цемента в Китае, в Казахстане и в ЕС. В статье «Рейтер» приводится заключение Ассоциации практикующих экологов о том, что в Казахстане нет единого регулирования на источниках выбросов, также концентрация ртути в выбросах от печей обжига не регулируется. Подробный анализ следует ниже.
При производстве цемента и извести в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в процессе погрузки/разгрузки и хранения промежуточных и конечных продуктов, и за счет работы обжиговых печей, клинкерных холодильников и мельниц. В выбросах цементного производства содержатся следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, диоксид азота, диоксид серы, фториды, ртуть и также регулируется содержание аммиака в случае использования аммиака для очистки выбросов. В каждой стране требования к загрязняющим веществам отличаются как по методологии нормирования, так и по способу мониторинга за соблюдением установленных требований. В данном анализе представляем требования к загрязняющим веществам в выбросах от цементного производства в странах Европейского Союза (далее ЕС), в Китайской Народной Республике (КНР) и в Казахстане.
[member]
В ЕС
В странах ЕС пороговые концентрации загрязняющих веществ при производстве цемента определяются Директивой Европейского парламента «о промышленных выбросах». Выбросы в ЕС регулируются централизованно, если только конкретная страна не имеет разрешения превышать лимит для данного типа выбросов или не решает на национальном уровне ужесточить ограничения на некоторые классы выбросов. Помимо этого, могут быть дополнительные ограничения для отдельных заводов в зависимости от их местоположения и других обстоятельств. В стандартах существуют различия в зависимости от топлива, типа печи, сырья, возраста, размера и других факторов. Также в ЕС регулируются удельные выбросы, т.е. количество определенного вида загрязняющего вещества, которое выделяется при производстве 1 тонны цемента. Пороговые значения загрязняющих веществ в выбросах цементного производства приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Пороговые значения загрязняющих веществ в выбросах от производства цемента в ЕС.
Единица измерения мг/м3
Взвешенные вещества |
Диоксид серы |
Диоксид азота |
Ртуть и др. соединения |
|
Производство цемента | 5-30 | 50 — 400 | 200 — 450 | 0.05 |
Пороговые значения загрязняющих веществ разняться в зависимости от вида используемого энергоносителя при производстве цемента и от мощности установки, пороговые значения при использовании угля ниже чем при использовании газа, также при большей мощности устройства пороговые значения ниже чем при малой мощности устройства. Стоит отметить что ртуть регулируется при использовании твердых видов топлива таких как уголь, лигнит.
Мониторинг выбросов также регулируется данной Директивой. Для установок с мощностью более 100 МВт проведение непрерывного (автоматизированного) мониторинга выбросов на источниках обязательно. На установках с малой мощностью инструментальный мониторинг выбросов проводится раз в 6 месяцев.
В Китае
В Поднебесной с 2014 года действуют новые стандарты к загрязняющим веществам в выбросах от производства цемента согласно которым действующие предприятия внедряют данные стандарты с 1 июля 2015 года, а новые (введенные в эксплуатацию после вступления данных стандартов в законную силу) с 1 марта 2014 года. Есть общие стандарты для всех регионов, также для определенных районов, населенных пунктов, где существующий уровень загрязнения требует жесткого контроля на источниках выбросов, действуют специальные стандарты ниже общеустановленных стандартов. Также в данных районах местные власти в целях обеспечения приемлемого для людей качества воздуха могут принять меры по снижению пороговых значений загрязняющих веществ на определенный период времени. Общие и специфические стандарты для загрязняющих веществ в выбросах от производства цемента указаны в Таблице 2. Данным стандартом также регулируется высота дымовой трубы, которая должна быть равна 15 метров и в случае наличия здания в радиусе 200 метров от цементного завода высота дымовой трубы должна быть выше на 3 см самого высокого здания в данном радиусе. Также стоит отметить что, до введения данного стандарта ранее в КНР концентрация ртути в выбросах от цементного производства не регулировалась.
Таблица 2. Общие/специфические стандарты к загрязняющим веществам в выбросах от производства цемента в КНР.
Производственный процесс | Производственное оборудование | Взвешенные вещества |
Диоксид серы |
Диоксид азота |
Фторид | Ртуть и др. соединения |
Аммиак(1) |
Горнодобывающая промышленность |
Дробилка и другое оборудование |
20/10 | — | — | — | — | — |
Производство цемента | печь для обжига цемента и система загрузочного торца печи |
30/20 | 200/100 | 400/320 | 5/3 | 0.05/0.05 | 10/8 |
сушилка, сухой способ помола, угольная шлифовка и охладитель | 30/20 | 600(2)/400(2) | 400(2)/300(2) | — | — | — | |
дробилка, мельница, упаковочное и другое оборудование | 20/10 | — | — | — | — | — | |
Цемент насыпью и производство цементной продукции | Цементный бункер и другое вентиляционное оборудование | 20/10 |
Примечание:
1) предназначен для использования аммиачной воды, карбамида, др. содержащих аммиак веществ в качестве восстановителя.
2) для сушильного оборудования с автономными источниками тепла. a/b – в таблице первая цифра это пороговое значение загрязняющего вещества, которое установлено для всех регионов. Вторая цифра это поороговое значение загрязняющего вещества, установленное для регионов с высоким уровнем загрязнения.
Пороговые значения для диоксида серы и диоксида азота в КНР выше чем в ЕС.
В Казахстане
В Казахстане выбросы от производства цемента нормируются согласно действующим нормативно-правовым актам, и при этом главным критерием нормирования является соответствие санитарным нормам на рабочем месте и в населенных пунктах. По сравнению с ЕС и КНР в Казахстане нет отдельно установленных пороговых значений загрязняющих веществ в зависимости от вида производства, а есть общие стандарты, регулирующие концентрацию определенных видов загрязняющих веществ в рабочей зоне и в населенных пунктах вне зависимости от вида производства и хозяйственной деятельности. При этом концентрация загрязняющих веществ на источнике не является предметом единого регулирования. На источниках выбросов пороговые значения устанавливаются при нормировании выбросов в зависимости от таких параметров как мощность устройства, вид энергоносителя, используемого на заводе и другие метеорологические параметры на месторасположении завода. Действующая методология нормирования выбросов в Казахстане основывается на том, что выбросы от цементного завода несмотря на количество загрязняющих веществ на источнике должны рассеяться до населенного пункта.
Согласно санитарным нормам при производстве цемента загрязняющие вещества в выбросах должны рассеяться в радиусе 1000 метров от завода. Если расстояние от планируемого цементного завода до населенного пункта составляет менее 1000 метров, в таком случае нужно обосновать что загрязняющие вещества рассеиваются до населенного пункта и согласовывать с Комитетом охраны общественного здоровья и получить заключение. Пороговые значения по загрязняющим веществам в населенном пункте и в рабочей зоне согласно действующим нормативно-правовым актам Казахстана, представлены в таблице 3.
Таблица 3. Пороговые значения загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов и рабочей зоны в Казахстане
Единица измерения мг/м3
Взвешенные вещества | Пыль | Диоксид серы | Диоксид азота | Аммиак | Ртуть | |
В населенном пункте | 0.5/ 0.15 | 0.3/0.1 | 0.5/0.05 | 0.2/0.04 | 0.2/0.04 | -/0.0003 |
В рабочей зоне | — | — | 10/- | 2.0 / — | 20/- | 0.01/- |
Примечание: a/b – в таблице первая цифра пороговое значение загрязняющего вещества в течении 20 минут. Вторая цифра — это пороговое значение загрязняющего вещества, осредненное за 24 часа.
Пороговые значения загрязняющих веществ для рабочей зоны больше чем для населенного пункта в связи с тем, что пребывание на рабочем месте краткосрочное, также концентрация взвешенных частиц и пыли на рабочем месте не регулируется так как сотрудникам на таких работах выдается респираторная маска для предотвращения проблемы со здоровьем сотрудника.
Согласно действующим нормативно-правовым актам Казахстана при нормировании загрязняющих веществ при производстве цемента ртуть не образуется, соответственно на границе 1000 метров от завода не проводится мониторинг по ртути, также заводом не проводится мониторинг по аммиаку если при очистке выбросов не используется данное вещество.
Заключение
Если сравнить стандарты к загрязняющим веществам при производстве цемента в ЕС, в КНР и в Казахстане можно увидеть что в Казахстане нет единых стандартов для загрязняющих веществ от источников выбросов при производстве цемента как в ЕС и в КНР. Также в Казахстане от печей для обжига цемента утвержденными нормативно-правовыми актами не учитывается образование ртути. Учитывая данные различия в стандартах к загрязняющим веществам в КНР и в Казахстане для КНР в рамках проекта «Один пояс, один путь» может быть выгодно перенести заводы по производству цемента в Казахстан, где выявлены и разведаны крупнейшие запасы карбонатного и кремнеземистого сырья, пригодного для производства цемента. Также эта мера может способствовать снижению выбросов в отдельных регионах Китая. Как сообщается Министерством Охраны Окружающей Среды КНР для нескольких населенных пунктов с высоким уровнем загрязнения воздуха такие как Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, Шаньси, Шэньси, Шаньдун и Хэнань принят комплексный план по контролю выбросов. Комплексный план по контролю выбросов принят на осень 2018 и зиму 2019 года и предполагает снижение пороговых значений загрязняющих веществ от различных источников, в том числе снижение пороговых значений загрязнителей воздуха при производстве цемента.
Несмотря на нынешнее отсутствие единой системы регулирования выбросов на источниках при производстве цемента Казахстан для достижения поставленной цели по вхождения в топ 30 развитых стран в данное время на основе законодательных требований стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пересматривает нормативно-правовые акты в разных сферах жизни, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Предполагается регулирование ртути от печей, также на основе опыта стран ОЭСР предполагается внедрение непрерывного автоматического контроля на источниках выбросов. Изменения также коснутся фискальных мер, разрешительных документов, проведения государственной экологической проверки на предприятиях.
Насколько с экологической точки зрения для КНР будет выгодно перемещение цементных заводов в Казахстан с учетом предполагаемых изменений можно оценить к началу 2020 года после принятия всех изменений и поправок в нормативно-правовых актах в области охраны окружающей среды в Казахстане.
Автор: Ассоциация практикующих экологов. При использовании материалов данной статьи должна быть ссылка на данный сайт Ассоциации практикующих экологов.
[/member]
Фото источник: shutterstock.com