На сегодняшний день сотрудники и клиенты придают большое значение к предприятиям, которые в свою очередь ставят в приоритет корпоративную социальную ответственность (КСО).
КСО — это развивающаяся бизнес-практика, которая включает устойчивое развитие в бизнес-модель компании. Это оказывает положительное влияние на социальные, экономические и экологические факторы. В то же время практика должна учитывать ожидания акционеров и заинтересованных сторон. В этом смысле важно проводить различие между КСО, которая является стратегической концепцией управления бизнесом и благотворительностью или филантропией. Хоть и последнее может также внести ценный вклад в сокращение бедности и будет способствовать укреплению репутации компании, концепция самой КСО явно выходит за данные рамки.
По мере расширения использования корпоративной социальной ответственности становится чрезвычайно важным иметь социально сознательный имидж. Потребители, сотрудники и заинтересованные стороны начинают отдавать приоритет КСО при выборе бренда или компании.
Потребители далеко не единственные, кто обращается к бизнесу, который устойчив и отдает пользу обществу. Сьюзан Куни, руководитель отдела глобального разнообразия, справедливости и интеграции в компании программного обеспечения Symantec, сказала, что стратегия устойчивого развития компании является важным фактором, определяющим, где сегодня работают лучшие таланты. «Следующее поколение сотрудников ищет работодателей, которые сосредоточены на тройном охвате: люди, планета и доходы», — пояснил руководитель. «В результате рецессии доходы корпораций становятся все больше. Компаниям рекомендуется вкладывать эту увеличенную прибыль в программы, которые устойчивы».
В дополнение к улучшению имиджа компании устойчивое развитие может помочь вашему бизнесу в финансовом отношении. Например, использование меньшего количества упаковок и меньшего количества энергии может существенно снизить производственные затраты.
4 вида корпоративной ответственности, которые ваш бизнес может практиковать:
Многие компании, признавая, насколько важны социально ответственные усилия для своих клиентов, сотрудников и заинтересованных сторон, фокусируются на следующих категориях КСО:
Этические трудовые практики: компании могут продемонстрировать свою социальную ответственность c помощью справедливого и этичного отношения к своим сотрудникам.
Экологические усилия: одним из основных направлений корпоративной социальной ответственности является окружающая среда. Бизнес предприятия, независимо от размера, имеют большие углеродные следы. Любые шаги, которые могут быть предприняты для того чтобы уменьшить эти следы, считаются устойчивыми как для компании, так и для общества.
Филантропия: предприятия могут практиковать социальную ответственность, жертвуя деньги, продукты или услуги для общества и некоммерческих организаций. Крупные компании, как правило, имеют много ресурсов, которые могут принести пользу благотворительным организациям и программам местного сообщества.Прежде чем пожертвовать, лучше проконсультироваться с этими организациями об их конкретных потребностях.
Волонтерство: участие в волонтерских мероприятиях многое говорит об искренности и честности компании. С помощью осуществления добрых дел без ожидания чего то взамен, компании могут выразить свою обеспокоенность по поводу конкретных проблем в обществе и приверженность определенным организациям.
Построение социально ответственного бизнеса
Хотя социальная ответственность не является бесплатной — это стоит времени, денег и ресурсов — важно помнить, что даже маленький шаг может помочь окружающей среде. Вы можете начать оказывать влияние на общество, жертвуя небольшую часть от своих продаж на проблему, которая вас волнует, пусть это будет даже 5 процентов.
При инициировании КСО предоставьте своим сотрудникам право голоса, вовлекая их в процесс принятия решений. Создайте внутреннюю команду, чтобы возглавить усилия и выбрать организацию или дело, о котором они заботятся. Вклад в то, чем увлечены ваши сотрудники, может повысить вовлеченность и успех. Вовлечение ваших сотрудников в процесс принятия решений также внесет прозрачность и уверенность в вашу команду.
Примеры успешного внедрения КСО
1. Инновации: Johnson&Johnson
Отличным примером КСО является глобальный гигант Johnson & Johnson. Они сосредоточены на снижении своего воздействия на планету в течение трех десятилетий. Их инициативы варьируются от использования энергии ветра до обеспечения населения безопасной водой по всему миру. Покупка энергии у частного поставщика Texas Panhandle позволила компании сократить загрязнение, одновременно предоставляя возобновляемую, экономичную альтернативу электроэнергии. Компания продолжает искать варианты использования возобновляемых источников энергии с целью обеспечения 35% своих потребностей в энергии из возобновляемых источников.
2. Google
Компании Google доверяют не только из-за их экологически чистых инициатив, но и благодаря их генеральному директору Сундару Пичаю. Он выступает за инклюзивное и толерантное общество, в том числе выступает против антимусульманских комментариев президента Дональда Трампа. Google также получил наивысшую оценку КСО от Reputation Institute (Институт Репутации), отчасти благодаря тому, что их дата-центр потребляет на 50% меньше энергии, чем другие по миру. Они также выделили более 1 миллиарда долларов США на проекты в области возобновляемых источников энергии и позволяют другим предприятиям снизить воздействие на окружающую среду с помощью таких услуг, как Gmail.
3. TOMS
Производитель обуви TOMS жертвует пару обуви для каждой пары, которую они продают — в результате чего было передано более 60 миллионов пар обуви нуждающимся детям. Прибыль используется для помощи людям с нарушениями зрения путем предоставления очков и лекарств, отпускаемых по рецепту, обеспечения безопасной питьевой водой и создания предприятий в развивающихся странах для создания рабочих мест. Организация также является активным сторонником борьбы с издевательствами и работают с рядом НПО и некоммерческих организаций, чтобы подавать примеры этического поведения.
КСО в Казахстане
Вместе с этим по распространению норм КСО Казахстан пока не занимает достойных позиций в рейтинге Doing Business ввиду немалого количества препятствий по развитию бизнеса в стране. О том, имеют ли представление местные бизнесмены о КСО и видят ли в нем глубокий потенциал, рассказывают немногочисленные исследования по этой теме. К примеру, центром исследований «Сандж» было проведено исследование с участием 189 компаний с разными бизнес — масштабами «Корпоративная Социальная Ответственность в Казахстане: ситуация, проблемы и перспективы развития».
Результаты исследования показали, что 63% знакомо с понятием КСО из общего числа респондентов — «при том, положительно ответили 100% компаний из крупного бизнеса, 70% – из среднего и 47% – из малого. При этом под КСО в 83% случаях казахстанские бизнесмены подразумевают прежде всего, внедрение социальных пакетов на предприятии и улучшение условий работы для собственного персонала, в 59% – благотворительную помощь обществу, в 54% – развитие и обучение персонала и в 52% – участие в программах развития региона.» — передает аналитический журнал Vlast. Конечно же, более глубокое понимание данного вопроса было продемонстрировано крупными национальными компаниями.
Также, дополняет картину исследование Центра исследования правовой политики при поддержке посольства Великобритании в Астане о том, как разные компании в Казахстане осуществляют свою работу связанную с КСО. Результаты исследования показали, что помощь нуждающимся и другая благотворительность расположилась на первом месте, в то время как проекты, нацеленные на развитие общества и права потребителей расположились на втором и третьем местах. Проекты нацеленные на улучшение и защиту окружающей среды и улучшения трудовых практик встречались еще реже. Проекты по защите прав человека не встречались вообще. Все это говорит нам об уровне осознания концепции КСО представителями бизнеса в нашей стране и конечно же, о необходимости улучшения условий, в которых развивается казахстанский бизнес.
Законодательно КСО и отчетность по КСО в Казахстане еще не закреплен. Однако по требованию Казахстанской фондовой биржы ряд национальных компаний готовят регулярные отчет по корпоративно-социальной ответственности. Также в разрабатываемом новом Экологическом Кодексе РК есть нормы указывающие что организации, деятельность которых затрагивает интересы широкой общественности (банки, национальные и страховые компании и т.д.) могут готовить отчеты по КСО.
Автор: Ассоциация практикующих экологов