Технический осмотр автомобилей в Казахстане

АНАЛИТИКА Новости ЭТО ИНТЕРЕСНО

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. С ростом численности населения в городах, растет и количество автомобилей. Вместе с этим, увеличивается нагрузка на окружающую среду и человека посредством шума, разрушения ландшафтов и, самое главное, загрязнением воздуха.

Одним из видов регулирования выбросов от автомобилей является технический осмотр авто. При добросовестном проведении технического осмотра, неисправные автомобили, загрязняющие воздух в больших количествах, не должны быть допущены к движению на дорогах.

Технический осмотр транспортного средства (ТО) – это процедура проверки автомобиля, в рамках которого изучается техническое состояние самого авто, его частей и дополнительного оборудования. Все проверяемые элементы машины должны соответствовать обязательным стандартам безопасности. Наличие технического осмотра позволяет допустить авто к движению на дорогах общего пользования.

Обязательный технический осмотр проводится оператором технического осмотра, с использованием стационарных и (или) мобильных линий технического осмотра, независимо от места регистрации транспортного средства и места жительства владельца транспортного средства.[1]

Операторы технического осмотра оказывают услуги на основании публичного договора. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций ведет реестр операторов технического осмотра, осуществляет его размещение на своем интернет-ресурсе.[2] (До 2010 года технический осмотр проводил ГАИ).

Сроки. Обязательным прохождение технического осмотра является для легковых авто старше 7 лет. При этом проводится осмотр каждые 12 месяцев. А если машина задействована в предпринимательской деятельности – каждые полгода. Стоимость технического осмотра зависит от наценки самой станции техобслуживания и объема двигателя машины.

Процедура техосмотра. Время необходимое для проведения обязательного технического осмотра транспортного средства не превышает 30 минут.

При прохождении технического осмотра проверяют следующие параметры:

  • Тормозное управление.
  • Рулевое управление.
  • Обзорность стекол.
  • Внешние световые приборы.
  • Колёса, шины, подвеска.
  • Содержание вредных веществ в выхлопных газах.
  • Состояние и функционирование креплений узлов и агрегатов шасси.
  • Состояние и функционирование прочего оборудования (ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель и т. п.).

Проведение обязательного технического осмотра включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

В ходе подготовительного этапа проведения обязательного технического осмотра:

1) устанавливается марка, модель и модификация транспортного средства;

2) устанавливается цвет транспортного средства;

3) проверяются наличие регистрационных знаков;

4) устанавливается наличие внесенных изменений в конструкцию транспортного средства;

5) сверяются (сопоставляются) полученные результаты с данными свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

6) проверяются наличие свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве, свидетельства о соответствии газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве требованиям безопасности с отметкой об изменениях, внесенных при ремонте (замена редуктора или баллона) газобаллонного оборудования в случае его ремонта;

7) сверяются (сопоставляются) серийный номер газового баллона, установленный на транспортном средстве с данными паспорта на каждый газовый баллон, установленный на транспортном средстве, оформленного изготовителем газового баллона.

Во время основного этапа ТО автомобиля проверяется:

  • тормозное управление;
  • рулевое управление;
  • обзорность;
  • количества, расположения, цвета, углов видимости, состояния, функционирования и характеристик внешних световых приборов, отражателей и электрического оборудования;
  • колес, шин и подвески;
  • состояния и функционирования шасси и элементов крепления к шасси (раме) агрегатов и узлов;
  • состояния и функционирования прочего оборудования: детских удерживающих устройств и мест их крепления при их наличии, звукового сигнала, спидометра, наличия: ремней безопасности, средств пожаротушения, знаков аварийной остановки, аптечки для оказания первой медицинской помощи;
  • состояния и функционирования газобаллонного оборудования;
  • факторов, связанных с воздействием на окружающую среду: отработавших газов; утечки топлива и эксплуатационных жидкостей (моторное и трансмиссионное масло, тормозная, гидравлическая и охлаждающая жидкость);
  • соответствие дополнительным требованиям специализированных и специальных транспортных средств, установленным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Решением Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2011 года № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • состояние рамы, кузова.

Стационарные и мобильные линии технического осмотра оснащаются программно-аппаратным комплексом со специализированным программным обеспечением, осуществляющим информационное взаимодействие с единой информационной системой обязательного технического осмотра для формирования, хранения и автоматической передачи информации и сведений о результатах проведения обязательного технического осмотра.

После прохождения техосмотра водителю выдается диагностическая карта. А если имеются несоответствия стандартам безопасности, то в карте указываются выявленные неисправности. После их устранения автовладельцы должны пройти повторный техосмотр. Но в этот раз плата взимается только за проверку ранее выявленных нарушений, если осмотр проводится на той же станции. Согласно Статье 590 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”, управление транспортным средством, не прошедшим государственный или обязательный технический осмотр, – влечет штраф в размере 5 МРП (это 15 315 тенге в 2022 году). Если повторно в течение года после наложения штрафа не было исправлено правонарушение – то штраф уже будет 20 МРП.

Операторов техосмотра за фиктивную проверку будут штрафовать на сумму от 10 до 30 МРП и исключать из реестра на срок до 3-х лет.

Согласно статье 334 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”, эксплуатация автомототранспортных, других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (технические нормативы), – влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере 10, на юридических лиц – в размере 100 МРП.

Сведения о зарегистрированных правонарушениях по ст. 334 “Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах” КоАП РК

2018г. 2019г.
Всего зарегистрировано административных правонарушений в отчетном периоде 60 753 41 581
Вынесено постановлений о наложении административного взыскания (в делах) 60 592 41 566

.*- по сведениям КПСиСУ ГП РК

 

[1] Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 329. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 июня 2015 года № 11333 «Об утверждении Правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичность прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований»

[2] Закон Республики Казахстан от 24 января 2011 года № 399-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним»

Данная аналитическая работа подготовлена в рамках проекта “Укрепление потенциала по мониторингу качества воздуха в странах Центральной Азии”.

Автор: СРО “Ассоциация практикующих экологов”