Международное обязательство Казахстана по парниковым газам.
Казахстан подписал Парижское соглашение по климату в августе 2016 года. Парижское соглашение предусматривает обязательство сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, сдерживание роста средней температуры не выше 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи, а по возможности снизить ее до 1,5˚С. Также Парижское соглашение предусматривает каждые пять лет пересмотр в сторону увеличения вклада каждой отдельной страны по снижению вредных выбросов в атмосферу.
Подписав Парижское соглашение Казахстан взял на себя обязательство к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 15 процентов. Власти страны также поставили перед собой амбициозную долгосрочную задачу — к 2050 году производить 50 процентов всей энергии за счет «зеленых», то есть возобновляемых источников.
Государственное регулирование парниковых газов.
Контроль выбросов в атмосферу от стационарных источников регулируется Экологическим Кодексом РК. Хоть и согласно статье 39 парниковые газы не учитываются в процессе оценки воздействия на окружающую среду, и в соответствий со статьей 68 выбросы парниковых газов не являются предметом экологических разрешений, но в соответствии со статьей 94-2 операторы установок, выбросы которой превышают эквивалент двадцати тысяч (20 000) тонн двуокиси углерода в год, в нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей отрасли в части производства стройматериалов (цемента, извести, гипса и кирпича) должны получать квоты на выбросы парниковых газов. Квота на выбросы парниковых газов зачисляется на счет оператора установки в Государственном реестре углеродных единиц в соответствии с объемами, указанными в Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов, в течение десяти рабочих дней со дня его вступления в силу. Порядок включения установок в Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов и исключения из него осуществляется в соответствии с Правилами распределения квот на выбросы парниковых газов и формирования резервов установленного количества и объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
Оператор установки до первого апреля первого года действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период, предоставляет валидированный план мониторинга выбросов парниковых газов и верифицированный паспорт установки в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Также оператор установки до первого апреля текущего года обязан представить верифицированный отчет об инвентаризации парниковых газов за предыдущий год в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды или заполнить электронную форму отчета в системе Государственного кадастра источников выбросов carbon.energo.gov.kz и поглощений парниковых газов в соответствии с Правилами ведения государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов.
В соответствии со статьей 94-4 Экологического Кодекса РК оператор установки в случаях увеличения мощности установки и (или) введения нового стационарного источника выбросов парниковых газов от начала года разработки и периода действия Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов, утвержденного на соответствующий период, обращается в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для получения дополнительного объема квот на выбросы парниковых газов. В случае смены оператора установки, его наименования либо организационно-правовой формы уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в течение пяти рабочих дней со дня обращения заявителя на основе подтверждающих документов уведомляет подведомственную организацию по регулированию выбросов парниковых газов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды о внесении соответствующих изменений. Подведомственная организация по регулированию выбросов парниковых газов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в течение пяти рабочих дней вносит соответствующие изменения. Обязательства по выбросам парниковых газов переносятся на нового оператора установки. В случае ликвидации оператора установки неиспользованный объем квот на выбросы парниковых газов переходит в резерв объема квот Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
В соответствии со статьей 94-6 ЭК РК субъектом администрирования является оператор установки, объем выбросов парниковых газов которой составляет от десяти до двадцати тысяч тонн эквивалента двуокиси углерода в год, в следующих регулируемых сферах деятельности: нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича. Субъекты администрирования не получают квоты на выбросы парниковых газов, но в срок до первого апреля текущего года представляют отчет об инвентаризации парниковых газов за предыдущий год в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды или заполняют электронную форму отчета в системе Государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Правилами ведения государственного кадастра источников выбросов и поглощений парниковых газов. Отчеты об инвентаризации парниковых газов субъектов администрирования не подлежат верификации.
Операторы установок в нефтегазовой, электроэнергетической, горнодобывающей, металлургической, химической, обрабатывающей отраслях в части производства стройматериалов: цемента, извести, гипса и кирпича, объем выбросов парниковых газов которой не достигает десяти тысяч (10 000) тонн эквивалента двуокиси углерода в год готовят отчет инвентаризации парниковых газов, но не сдают в уполномоченные органы, а хранят у себя.
Также стоит отметить что согласно статье 60 Экологического Кодекса (ЭК) РК выбросы парниковых газов не являются объектом общественной экологической экспертизы и в соответствии со статьей 80 ЭК РК выбросы парниковых газов не являются предметом анализа при проведении экологического аудита. Парниковые газы подлежат только государственному контролю.
Методы регулирования: система торговли выбросами и углеродный налог
Эксперты часто спорят о плюсах и минусах углеродного налога в сравнении с системой торговли выбросов (СТВ).
Углеродный налог — это налог, который налагается на предприятия за каждую единицу выбросов парниковых газов, тогда как СТВ – это система, где ежегодно устанавливается максимальный уровень загрязнения для каждого эмиттера, который он может выбросить в течение года. В Казахстане СТВ была введена в 2013 году, но была приостановлена в 2016 году из-за несовершенств в системе. Позже в 2018 году работа СТВ была возобновлена и функционирует по сегодняшний день.
Схема функционирования углеродных налогов достаточно проста: государство определяет плату за единицу выброса и эмиттеры, после произведенных выбросов оплачивают налог в надлежащем порядке. Данная простота обеспечивает не только более быстрое внедрение и результат, но и является более прозрачной системой и располагает к доверию.
СТВ, напротив же, является сложной системой, а на его эффективное внедрение могут уходить годы. В Казахстане государственное регулирование СТВ включает в себя: распределение квот на выбросы парниковых газов (ПГ), выдачу сертификатов на выбросы ПГ, изменение квот на выбросы ПГ и переоформление сертификата на выбросы ПГ, национальный план распределения квот на выбросы ПГ, субъекты администрирования природопользователей и тп.
Как видно из прошедшего опыта, отсутствие простоты системы замедлило его эффективное внедрение, в то время как предприятия продолжали совершать выбросы. Работа над улучшением функционирования СТВ, которая была проделана в 2016-2018 года еще не гарантирует ее максимальную эффективность. Плюсы и минусы улучшенной системы СТВ будут выявлены после пару первых лет ее функционирования.
В дополнение ко всему, сложность СТВ может влечь за собой такие риски как возникновение различных видов спекуляций и эксплуатирование системы заинтересованными лицами в финансовых целях, что может подрывать доверие со стороны предприятий.
Характеристика | Углеродный налог | Торговля квотами |
Цена | Цена по факту за количество совершенных выбросов | Цена за определенное количество допустимых выбросов |
Плюсы:
— есть предсказуемость цен: предприятия уверены в цене выбросов углекислого газа; — более гарантированное поступление налогов в государственную казну. Минусы — количество загрязнений может быть не ограничено |
Плюсы:
— есть лимит допустимых выбросов
Минусы: — нестабильность цен подрывает доверие со стороны предприятий; — нет гарантированного поступления определенного количества налогов в государственную казну из-за волатильности цен. |
|
Снижение выбросов | Уровень выбросов варьируется – зависит от того, сколько выбросило какое-либо предприятие | Уровень выбросов не должен быть превышен установленного предела. |
Минусы:
— Так как нету определенного потолка допустимых выбросов, уровень выбросов может быть больше необходимого для достижения общих целей по их сокращению в стране; — невозможность выстроить тенденцияю сокращения общего количества выбросов и соответственно, неясны и преимущества. |
Плюсы: — возможность достигать национальных целей — выстроить тенденцияю сокращения общего количества выбросов и соответственно, явно заметна и эффективность
Минусы: — из-за невозможности точно прогнозировать тенденцию экономики на год цена квот на выбросы CO2 может быть меньше или больше, чем предполагаемые выгоды на тонну сокращения выбросов CO2 |
|
Сложность системы | Система достаточно проста и легка для понимания | Система достаточно сложна и трудна для понимания |
Плюсы:
— может быть внедрена быстро, что в свою очередь принесет пользу в сокращении выбросов -система более прозрачна и располагает к доверию |
Минусы: — система внедряется достаточно медленно и внедрение не гарантирует его эффективность. Может потребоваться несколько лет для ее корректировки и усовершенствования — сложность системы влечет за собой риски возникновения спекуляций и финансовых манипулирований |
Таким образом, сравнительный анализ двух систем показывает , что как у углеродного налога, так и у СТВ имеются свои преимущества и недостатки. Однако, стоит отметить, что углеродный налог обладает большими преимуществами в таких критериях как «цена» и «сложность системы». В критерии «снижения выбросов», у СТВ имеются некоторые превосходства за счет наличия предельно допустимых норм выбросов. Тем не менее, это не гарантирует превышение данных норм, так как эмиттеры могут покупать дополнительные квоты на выбросы.
Учитывая то, что внедрение СТВ в Казахстане идет с определенными сложностями, в то время как парниковые газы продолжают выбрасываться, возможно правительству стоит рассмотреть переключение на углеродный налог в будущем либо совмещение двух этих систем.
Автор: Ассоциация практикующих экологов