Прошли заседания рабочей группы по обсуждению ОВОС, ПДВ, нормирования эмиссий и разделов по отходам проекта нового Экологического Кодекса РК

Изменения в НПА Новости

21-22 августа 2019 года в столице в Комитете экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК прошли заседания рабочей группы по обсуждению норм проекта нового Экологического Кодекса РК касательно оценки воздействия проекта на окружающую среду, по нормированию эмиссий, по ответственности проектировщиков, по управлению отходами.

Экологическая оценка. 

Проектом нового Экологического Кодекса РК предлагается 3 вида экологической оценки: 1) стратегическая экологическая оценка (СЭО); 2) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); 3) трансграничная оценка воздействия.

СЭО будет проводиться по государственным программам в области промышленности, земледелия, агропромышленности, сельского хозяйства, водоснабжения, водоотведения на этапе Концепции государственных стратегических программ. Стратегические государственные программы в области финансов, по национальной безопасности освобождены от СЭО.

А рамках нового проекта Экологического Кодекса предлагается сократить объекты, которые должны будут проходить обязательную оценку воздействия проекта на окружающую среду.

Объекты подлежащие обязательной ОВОС новый ЭК РК

Вместе с сокращением перечня объектов подлежащих обязательной ОВОС, продлевается срок проведения оценки воздействия проекта до 5,5 месяцев с ужесточением требований по сбору базовых данных по компонентам окружающей среды и с расширением полномочий и вовлечения общественных организаций.

Другие объекты могут провести добровольную оценку воздействия проекта на окружающую среду.

Также в рамках проекта нового Экологического Кодекса РК изменится механизм предоставления земельных участков для проектов. Согласно действующему Экологическому Кодексу РК земельный участок выделяется до прохождения субъектом экологической экспертизы и получения заключения государственной экологической экспертизы, в результате заказчик был заинтересован в реализации проекта на выделенном участке и уполномоченный орган в области экологии был лишен возможности предложить перенести проект на другой участок, и мог предложить только технические меры для снижения воздействия проекта на качество окружающей среды и на здоровье людей. В ходе разработки проекта нового Экологического Кодекса РК Ассоциация практикующих экологов на основе предыдущего опыта по подобным проектам предложила КЭРК пересмотреть механизм предоставления земельного участка и проектом нового Экологического Кодекса РК предусмотрено резервирование земельного участка для данного проекта до 3-х лет и выделение данного участка после получения заказчиком положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект ОВОС. Данный механизм в случае существенного воздействия проекта на зарезервированной для проекта местности дает возможность пересмотреть месторасположение проекта на этапе планирования.

Проектом нового Экологического Кодекса РК определены 3 категории объектов, и малые объекты с минимальным воздействием исключаются от государственного регулирования, их деятельность будет регулироваться техническими удельными нормативами.

Категории объектов в новом Экологическом Кодексе РК.

Объекты I и II категории нормируют эмиссий в окружающую среду, получают экологическое разрешение и отчитываются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.  Объекты III категорий уведомляют гос.орган о своем воздействий, и  сдают декларацию о воздействии на окружающую среду, но не получают экологическое разрешение и не отчитываются.

Лицензия будет требоваться для проектирования объектов I и II категории, объекты III категорий сами определяют свое воздействие или могут привлечь другие организаций для определения и заполнения декларации о воздействии на окружающую среду.

На заседаний рабочей группы также обсуждалась уголовная ответственность проектных организаций за недостоверные данные при проведений оценки воздействия намечаемой деятельности и нормировании эмиссий в окружающую среду. Ассоциация практикующих экологов предложила оставить только административную ответственность, исключив уголовную ответственность так как исходные данные дает заказчик и рассматривает проект эксперт. Для регулирования этих отношений заказчик-проектировщик-эксперт и чтобы предусмотреть механизмы для улучшения качества проведения оценки воздействия проекта Ассоциация практикующих экологов предлагает предусмотреть ответственность и заказчика, и эксперта, который рассматривает проект и выдает заключение ГЭЭ.

Также в целях выполнения заказчиком мер, прописанных в Заключении ГЭЭ Ассоциацией практикующих экологов было предложено предусмотреть квалификационные требования к работникам, на кого будет возложено осуществление регулярного экологического мониторинга на территории предприятия, кто будет осуществлять сбор данных и готовить отчеты в области экологии и предусмотреть назначение на эту должность квалифицированного инженера-эколога.

Экологическая экспертиза. 

Проектом нового Экологического Кодекса РК предусмотрены 3 вида экологической экспертизы: 1) государственная экологическая экспертиза; 2) вневедомственная экспертиза проектов в сфере строительства; 3) общественная экологическая экспертиза.

На заседаний рабочей группы было обсуждено гибкость документа, выдаваемого в результате государственной ГЭЭ т.е Заключения ГЭЭ. В данное время разрешение на эмиссий выдается вместе с Заключением ГЭЭ, это было сделано с целью улучшения процессов и сокращения процедур. Однако как показывает практика это усложняет отношение между заказчиком и подрядчиками, и создает сложности для заказчика проекта навязывая оплату налогов за эмиссий созданных в результате деятельности подрядчиков. Для разрешения данной ситуации рассматривается выдача Заключения ГЭЭ и экологического разрешения по отдельности. Также обсуждался вопрос проведения ГЭЭ и для проектов в области строительства как это было раньше, так как в данное время Госэкспертиза дает единый документ по результатам рассмотрения проекта строительства и оно недоступно общественности, что противоречит требованию Орхусской Конценции ООН по доступу населения к экологической информации. Обсуждался вопросы стоимости экологической экспертизы, предлагалось обнуление стоимости услуги ГЭЭ и в рамках проведения вневедомственной экологической экспертизы.

Отходы

В новом проекте Экологического Кодекса РК вводится принцип иерархии по управлению отходами.  Также вводится определение отхода, что является отходом, вводится термин побочного продукта и критерии утраты статуса отходов, предлагается механизм перевода отходов из опасных в неопасные.

Субъекты осуществляющие переработку отходов, образованных в результате деятельности других субъектов будут обязаны получать лицензию на переработку, в случае переработки отходов самим образователем отходов такая лицензия не требуется. Субъекты, занимающиеся перевозкой отходов должны будут регистрироваться в уполномоченном органе, и после прохождения технической проверки транспорта на исправность и на соответствие другим требованиям навигаторы GPS будут установлены.

Объекты I категории будут нормировать отходы при получении комплексного экологического разрешения (КЭР), объекты II категории лимиты накопления отходов и лимиты захоронения отходов устанавливают на основании экологического разрешения,  объекты III категорий укажут объем образования отходов в декларации о воздействии на окружающую среду.

Расширенные обязательства производителей (РОП) не будут распространены на производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее 30% отработанных масел, отходов пластмассы, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан. Также другие требования по РОП в отношении производителей упаковки право иметь свою собственную систему сбора и переработки, и установление требований к производителям и импортерам автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники, кабельно-проводниковой продукции сдавать технику после утраты материальной ценности Оператору РОП и платить утилизационный сбор остаются.

Также в рамках принятия нового Экологического Кодекса РК определена стоимость утилизационного сбора для упаковочных материалов в случае их сдачи производителем Оператору РОП на переработку.

Изменение климата. 27 августа в КЭРК состоялось заседание рабочей группы по обсуждению глав проекта нового Экологического Кодекса РК по изменения климата, по регулированию парниковых выбросов. В проекте нового Экологического Кодекса РК остается система торговли выбросами, однако все выбросы будут считаться в эквиваленте углекислого газа СО2, метан СН4 и закись азота исключаются из методик. После пересмотра Национального плана Казахстана по парниковым выбросам могут быть внесены изменения в Экологический Кодекс РК. Также на заседаний обсуждалась ответственность верификатора, качество данных и отчетов по парниковым газам.

В мерах по адаптации к изменению климата Ассоциация практикующих экологов предложила включить природо-защитные меры (Nature-based solutions) такие как сохранение лесов, увеличение зеленых насаждений в населенных пунктах.

Автор: Ассоциация практикующих экологов.