Подземные воды: сделать невидимое видимым

АНАЛИТИКА Новости

20 мая 2020 года прошла онлайн-презентация Всемирного доклада ООН о состоянии водных ресурсов 2022 «Подземные воды: сделать невидимое видимым». Организатор презентации Сеть CAR@WAN. Это Сеть, которая объединяет партнеров из стран Центральной Азии, а также Афганистана и Монголии, вовлеченных в процессы изучения и управления водными ресурсами с целью продвижения принципов интегрированного управления водными ресурсами.

Цель доклада ООН: обратить внимание на важность подземных вод, их особую роль, связанные проблемы и возможности.

Подземные воды играют важную роль в борьбе с нищетой, продовольственной и водной безопасности, социально-экономическом развитии, адаптации к изменению климата. При этом подземные воды часто остаются незамеченными и недооценёнными в полной мере, а также плохо защищенными ресурсами. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, в течение следующих 30 лет потребление воды будет расти на 1% в год. 25% от общего объема пресной воды, которую мы получаем, поступает из подземных вод, но весь ее потенциал остается в значительной степени неиспользованным.

В рамках онлайн-презентации были рассмотрены основные разделы доклада, а именно:

1)Функции подземных вод.  Подземные воды выполняют следующие функции:

– культурная функция (создание условий для удовлетворения культурных запросов людей);

-функция водоснабжения (использования подземных вод для обеспечения населения водой);

– функция поддержки (поддержка среды обитаний различных видов);

– регулирующая функция (регулирование количественных и качественных подземных водных систем).

2) Основные вызовы. Согласно докладу ООН, ежегодно увеличивается забор и загрязнение подземных вод.   Когда потребление превышает восстановление, то это приводит к истощению ресурса. Загрязнение подземных вод в свою очередь, является практически необратимым процессом. В результате загрязнения подземные воды не только становятся непригодными для питья, но и отрицательно влияет на здоровье зависимых от них экосистем.

3) Административное управление. В разных странах мира подземные воды на законодательном уровне регулируются по-разному, но в настоящее время перед всеми странами стоят аналогичные задачи: сохранение, рациональное использование и предотвращения загрязнения, предоставление доступа к воде для удовлетворения основных потребностей человека в качестве одного из его прав; обеспечение доступности подземных вод как источника средств к существованию, а также в целях мелкомасштабного производственного использования; регулирование землепользования и др. Правовая база должна предусматривать защиту как зон расхода и пополнения подземных вод, так и территорий, прилегающих к водозаборным скважинам, нормы и меры контроля устойчивого забора воды, а также правила совместного водопользования.

3) Подземные воды и сельское хозяйство. По оценкам, сельскохозяйственное загрязнение обогнало загрязнение от населенных пунктов и промышленных объектов и превратилось в основной фактор деградации внутренних и прибрежных вод. Стратегии решения проблем сельскохозяйственного загрязнения воды должны быть частью всеобъемлющей рамочной политики в области сельского хозяйства и водных ресурсов на национальном уровне, а также на уровнях речных бассейнов и водоносных горизонтов.

4) Подземные воды и населенные пункты. С древнейших времен человечество удовлетворяло свою потребность в качественной воде из подземных источников. В настоящее время около 50% населения планеты получают воды из подземных источников. Подземные воды являются единственным реальным и доступным способом расширения базового доступа к водным ресурсам для большинства сельского населения планеты, не охваченного этой услугой. Это в первую очередь относится к странам Африки к югу от Сахары и Южной Азии, где сельское население многочисленно, но рассредоточено. Там, где источники залегают неглубоко, совмещение водоснабжения с удалением отходов на местах является серьезной проблемой. По оценкам, устойчивое загрязнение сельских источников подземных вод патогенами затрагивает около 30% всех сооружений.

5) Промышленность. Ресурсы подземных вод используются при различных промышленных процессах в ситуациях, когда объемы доступных поверхностных вод ограничены, а также когда важно качество. Многие производственные процессы на заключительном этапе производства требуют большого количества воды для промывки и очистки продукции, чтобы устранить остатки химических веществ, использовавшихся при обработке. Во многих случаях для работы шахт необходимо частая или непрерывная откачка воды, вызывающая риск загрязнения местного водоносного горизонта.

6) Подземные воды и экосистемы. Экосистемы, зависящие от подземных вод, встречаются в самых разных ландшафтах – от высокогорных долин до дна океана и даже в пустынях.  Сток подземных вод поддерживает основные потоки ручьев и рек и служит важнейшим источником воды, который уменьшает риск их пересыхания в периоды засухи. Экосистемы суши зависят от подземных вод во всех биомах мира, где эти воды доступны для растений. Водоемы в засушливых районах часто заполняются исключительно подземными водами, которые тем самым имеют решающее значение для поддержания сложных пищевых цепочек засушливых ландшафтов, таких, как саванны. От подземных вод часто зависят прибрежные зоны, водно-болотные угодья и другие поверхностные водные объекты.

7) Подземные воды и изменение климата. Подземные воды должны сыграть свою роль как в адаптации к изменению климата, так и в смягчении его последствий. Изменение климата оказывает непосредственное воздействие на естественное пополнение подземных вод, влияя на количество осадков и на утечку из поверхностных вод, включая болота, озера и ручьи, питаемые только дождевым стоком. Наибольшие последствия изменения климата для подземных вод могут проявляться в виде его косвенного воздействия на увеличение спроса на ирригационную воду в результате роста испарения воды в атмосферу.

8) Региональные перспективы. Рассматривались следующие регионы:

– Африка к югу от Сахары. Развитие использования подземных вод в странах Африки к югу от Сахары в настоящее время ограничено нехваткой не их самих, а инвестиций, прежде всего в инфраструктуру, учреждения, подготовку специалистов и распространение знаний об этом ресурсе.

– Европа и Северная Америка. Многие формы нагрузки и другие факторы одинаковы для подземных и поверхностных вод. Ведется разработка комплексных стратегий и усилий по обеспечению согласованности действий.

– Латинская Америка и Карибский бассейн. Поскольку значение водоносных горизонтов для региональных экосистем, социального развития и экономической деятельности в ближайшем будущем будет только возрастать, в регионе назрела необходимость перехода к политическим процессам, которые обеспечили бы согласованный характер принятия решений, мониторинга и управления подземными водами, как на национальном, так и на международном уровнях.

– Азия и Тихий океан – регион, который является крупнейшим в мире пользователем подземных вод. Крайне необходимо улучшить управление подземными водами при поддержке населения и обеспечении соблюдения законодательства.

– Регион арабских государств. Ресурсы подземных вод в арабском регионе в большинстве своем являются невозобновляемыми, и управление ими должно осуществляться с учетом этого фактора.

9) Создание и обновление базы данных. В кратком обзоре Доклада ООН о прогрессе достижения ЦУР 6 (Чистая вода и санитария) на 2021 год поднимается вопрос отсутствия данных о подземных водах и инициатив по их мониторингу. Во многих странах с низким и средним уровнем дохода гидрогеологический потенциал отсутствует, даже когда подземные воды составляют основную часть используемых ими водных ресурсов. Зачастую это относится как к техническому, так и к институциональному потенциалу.

10) Политика и планирование в области подземных вод. Политика в области подземных вод в основном нацелена на использование воды после ее забора, но особое внимание должно также уделяться: землепользованию, пополнению запасов, защите и реализации мер, направленных на сохранение услуг и функций систем подземных вод. Политика, стратегии и планы должны соответствовать местным условиям, основываться на приоритетах и потребностях местного населения и опираться на достоверные научные данные. Подготовка планов может вестись в рамках совместных усилий национальных ведомств, областных и местных учреждений и других соответствующих заинтересованных сторон на основе диалога и всесторонней технической поддержки (например, совместного картирования), чтобы обеспечить совместную ответственность за процессы и их результаты.

11) Оперативное управление подземными водами. Данное управление направлено на контроль забора и качества, а также на устранение последствий их забора для экосистем, поверхностных вод, просадки грунта и т. д. Особое внимание следует уделить совместному управлению ресурсами поверхностных и подземных вод, а также потенциалу решений, основанных на природных факторах.

12) Трансграничные водные горизонты. Трансграничными называются горизонт, которые находятся в пределах нескольких стран. Действия в отношении водоносного горизонта в одной стране (интенсивный забор воды, загрязнение и др.) могут повлиять в значительной мере на ситуацию в другой стране в этой связи необходимо налаживать международное сотрудничество по совместному использования ресурсов. Инициативы по научному сотрудничеству в рамках технических проектов по трансграничным водоносным горизонтам предпринимаются по всему миру. Такие инициативы могут иметь различные сферы применения: некоторые из них направлены на проведение совместных научных оценок, другие – на решение конкретных вопросов.

13) Финансирование. Во многих странах финансируемая государством деятельность в других секторах усугубляет истощение или загрязнение ресурсов подземных вод. Например, субсидии для энергетического сектора, стимулирующие чрезмерную добычу подземных вод путем снижения платы за электроэнергию, или сельскохозяйственные субсидии, поощряющие разведение влаголюбивых культур, могут оказаться порочными стимулами. Реформа таких губительных субсидий и приведение их в соответствие с политикой в области подземных вод должны стать частью повестки дня по финансированию водных ресурсов.

14) Дальнейшая деятельность. Важно, чтобы страны обязались обеспечить разработку адекватной и эффективной системы административного управления подземными водами. Для этого необходимо, чтобы правительства взяли на себя инициативу и ответственность за создание и поддержание полностью работоспособной структуры управления, включая базу знаний, институциональный потенциал, законы, нормативные акты и их исполнение, разработку политики и планирование, участие заинтересованных сторон и соответствующее финансирование.

На презентации также была предоставлен результат оценки высшего образования по подземным водам в Центральной Азии. Оценивание проводилось Бюро ЮНЕСКО в Алматы. Около 20-25% опрощенных университетов не обеспечены необходимым оборудованием, программным обеспечением и лабораторными инструментами. По результатам исследования в Казахстане набор специалистов по данному направлению в основном осуществляется со следующих ВУЗов: Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева, Уральский Государственный горный университет РФ, КГПП «Геологоразведочный колледж» ВКО.

На рисунке 1 представлена краткая схема процесса онлайн-презентации Всемирного доклада ООН о состоянии водных ресурсов 2022 «Подземные воды: сделать невидимое видимым».

Рисунок 1 – Скетчноут онлайн- презентации Всемирного доклада ООН.

WWDR2022_Almaty_UNESCO WWAP_rus

Со Всемирным докладом ООН о состоянии водных ресурсов 2022 по ссылке:  https://www.unesco.org/reports/wwdr/2022/en/download