В Казахстане в связи с принятием нового Экологического Кодекса Казахстана от 2 января 2021 года, а также в связи с изменением климата, в связи с необходимостью по выполнению международных обязательств в рамках Парижского соглашения по климату в 2024 году в сфере экологии ожидаются следующие изменения:
- Референдум по строительству первого АЭС в Казахстане
В Казахстане в 2019 году на уровне Президента, а затем на уровне Министерства энергетики объявили о планах строительства АЭС. Президент Казахстана Токаев К.К. выступил с речью о том, что строительство АЭС в Казахстане будет решено на всеобщем референдуме.
22 августа 2023 года в с.Улкен Жамбылского района Алматинской области, расположенного на побережье озера Балхаш состоялись общественные обсуждения по строительству атомной электростанции на данной местности. В ходе дискуссии местные жители поддержали развитие атомной энергетики в регионе и отметили, что атомная энергетика очень важна для социально-экономического развития региона. станции», Научно-технический центр безопасности ядерных технологий, а также отраслевые эксперты в сферах экологии, сейсмики, безопасности, энергетики, инфраструктуры, МСБ и др.
Однако, экспертное сообщество относится с недоверием к планам строительства АЭС в Казахстане, тем более после пожаров на складах боеприпасов в г.Арысь, а также трагедии в Семей орманы, что произошли в результате некомпетентности и халатности чиновников к своим обязанностям.
Ассоциация практикующих экологов в 2023 году подготовила аналитический доклад по видам реакторов АЭС, а также по последствиям аварий на различных АЭС.
На 2024 год запланировано проведение всеобщего референдума по строительству первой атомной электростанции (АЭС) в Казахстане.
К сведению, ранее в Мангистауской области был построен МАЭК. Мангистауский атомный энергокомбинат (МАЭК; ранее — Мангышлакский энергозавод, Мангышлакский энергокомбинат) — работавший в 1972—1999 годах. В его составе — завод производства дистиллята и промышленного тепловодоснабжения (ЗПД и ПТВС) с опреснительными установками, использующими пар от реактора БН-350, а также от вырабатывающих электроэнергию и тепло ТЭЦ-М, ТЭЦ-А, ТЭЦ-3, в городе Актау (Казахстан). С 2003 года — многопрофильное энергетическое предприятие Казахстана, которое является крупным источником энергоснабжения в Мангистауской области. Реактор на быстрых нейтронах БН-350 с установленной тепловой мощностью 1000 МВт[3], эквивалентной электрической мощностью 350 МВт (фактической — 135 МВт) был пущен в строй в 1972 году. На момент эксплуатации МАЭК имел единственную атомную опреснительную установку в мире, поставляя пресную воду для города Шевченко и промышленных объектов в объёме 120 000 м³ в сутки. В 1999 году согласно заключённым международным соглашениям реакторная установка БН-350 была переведена в режим вывода из эксплуатации, запланированный более чем на 50 лет.
В 2003 году имущественный комплекс обанкротившегося РГП «МАЭК» был выкуплен Национальной атомной компанией «Казатомпром», и на базе него было создано ТОО «Мангистауский атомно-энергетический комбинат — Казатомпром», которое начало производство электрической и тепловой энергии, пара, горячей, технической и питьевой воды посредством трёх тепловых электростанций, работающих на сухом газе.
На сегодня основными и побочными производимыми товарами МАЭК являются:
- электрическая и тепловая энергия;
- пар, дистиллят (средней и глубокой очистки);
- горячая, техническая и питьевая вода;
- зарядка, хранение, перевозка источников ионизирующего излучения, включая используемые при нефтяных операциях;
- термодемеркуризация люминесцентных ламп, являющихся опасными отходами.
В водосбросе реактора поселились перелетные птицы, которых раньше не было в Актау. Впоследствии на месте водосброса был создан природный заповедник; морская вода, используемая для охлаждения реакторов и турбин ТЭЦ, теплее морской и привлекает многие виды животных, птиц и рыб.[1]
- Стратегическая экологическая оценка для государственных программ и генеральных планов территорий
Согласно требованиям нового Экологического Кодекса Казахстана от 2 января 2021 года министерства и акиматы начиная с 1 января 2024 года обязаны проводить стратегическую экологическую оценку для государственных программ по отраслям экономики, а также для генеральных планов территорий.
«Согласно Протоколу, «стратегическая экологическая оценка» означает «оценку вероятных экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, последствий и включает в себя определение сферы охвата экологического доклада и его подготовки, обеспечение участия общественности и получения ее мнения, а также учет в плане или программе положений экологического доклада и результатов участия общественности и высказанного ею мнения».
В Министерстве экологии пояснили, что проведение СЭО предусмотрено в отношении документов государственного планирования, обозначенных в Экологическом кодексе термином «Документы». К Документам относятся: государственные программы, направленные на развитие сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, транспорта, управления отходами, водного хозяйства, телекоммуникаций и туризма; планы городского и сельского развития, землепользования и охраны земель; планы территориального развития и генеральные планы поселений.
При этом, как отметили в Министерстве экологии и природных ресурсов, основной целью проведения стратегической экологической оценки является своевременное выявление и оценка возможных экологических последствий реализации Документа для окружающей среды и здоровья населения, применение полученной информации при разработке и реализации Документа в целях обеспечения устойчивого развития, благоприятной окружающей среды для населения.[2] В этой связи, стратегическая экологическая оценка должна следовать системе принципов, изложенных в статьях Экологического кодекса Казахстана.
3. Новые требования по качеству воздуха воды и почвы в виде экологических нормативов качества окружающей среды
В соответствии со статьями 36 и 418 Экологического Кодекса Казахстана Министерство экологии и природных ресурсов были обязаны не позднее 1 января 2024 года утвердить Экологические нормативы качества окружающей среды т.е. это стандарты качества окружающей среды. Под экологическими нормативами качества понимается установленная государством в отношении состояния отдельных компонентов окружающей среды совокупность количественных и качественных характеристик, достижение и поддержание которых являются необходимыми для обеспечения благоприятной окружающей среды. На основании экологических нормативов качества осуществляется оценка текущего состояния окружающей среды и устанавливаются нормативы допустимого антропогенного воздействия на нее.
Однако, после январских событий в Министерстве экологии и природных ресурсов Казахстана произошли аресты и массовые увольнения под предлогом причастности к коррупции, а на самом деле с целью вывода средств утильсбора на автопром. В результате такого подхода работа Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана была парализована. В 2022-2023 годах происходила банкротство сборщиков отходов, которые получали выплаты за счет средств утильсбора за сбор отходов упаковки. В 2023 году произошла трагедия на территории Семей орманы с гибелью 15 человек при лесном пожаре в результате халатного отношения к своим обязанностям министра экологии Сулейменовой. Теперь в результате массовых увольнений и арестов профессиональных экологов Министерство не может выполнить задачу по разработке и утверждению экологических нормативов качества окружающей среды. В ноябре 2023 года выносили на сайте открытых НПА проект данного приказа, где в качестве экологических нормативов по качеству воздуха указали градации по индексу качества воздуха (AQI), которые применяются только для целей мониторинга качества воздуха. Это показывает плачевное состояние с кадрами в Министерстве экологии и природных ресурсов, и к разумным сомнениям по выполнению данного требования Экологического Кодекса Казахстана.
К сведению, в соответствии с требованиями Экологического Кодекса Казахстана экологические нормативы качества разрабатываются и устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом отдельно для каждого из следующих компонентов окружающей среды:
1) атмосферного воздуха;
2) поверхностных и подземных вод;
3) почв и земель.
К экологическим нормативам качества относятся:
1) нормативы, установленные для химических показателей состояния компонентов окружающей среды;
2) нормативы, установленные для физических факторов окружающей среды;
3) нормативы, установленные для биологических показателей состояния компонентов окружающей среды.
- Экологические нормативы качества для химических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Под предельно допустимой концентрацией загрязняющего вещества понимается максимальное количество (масса) загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в единице объема или массы атмосферного воздуха, поверхностных или подземных вод, почвы или на единицу площади земной поверхности, которое (которая) при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятные наследственные изменения у потомства, а также деградацию объектов природной среды, не нарушает устойчивость экологических систем и биоразнообразие.
- Экологические нормативы качества для химических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются отдельно с точки зрения влияния на здоровье человека и природную среду (экосистемы, животный и растительный мир).
- Экологические нормативы качества для физических факторов окружающей среды устанавливаются в виде предельно допустимых уровней негативных физических воздействий на окружающую среду. Под предельно допустимым уровнем негативного физического воздействия понимается максимальный уровень отдельных видов физического воздействия (шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей, радиации, тепла), при котором отсутствует вредное воздействие на состояние животных, растений, экологических систем и биоразнообразия.
- Экологические нормативы качества для биологических показателей состояния компонентов окружающей среды устанавливаются в отношении отдельных видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества природной среды организмов на уровне их естественных показателей либо в виде интервала допустимого отклонения от таких естественных показателей с учетом свойств природной среды и ее способности по поддержанию и восстановлению своего качества.
- Экологические нормативы качества с точки зрения влияния на природную среду устанавливаются с учетом природных условий, сформировавшихся под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории или акватории, а также назначения использования таких территорий или акваторий, установленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- При установлении экологических нормативов качества вод трансграничных водоемов и водотоков должны быть учтены требования соответствующих международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Нормы и нормативы в области использования природных ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании соответствующего вида природных ресурсов, не относятся к экологическим нормативам.
В целях сохранения и улучшения особо охраняемых природных территорий для этих территорий с учетом их особого природоохранного статуса в соответствии с настоящим Кодексом могут быть разработаны и утверждены более строгие экологические нормативы качества, чем те, которые установлены для всей территории Республики Казахстан.
Экологические нормативы качества разрабатываются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основании результатов лабораторных испытаний, научных исследований и международного опыта, а также для конкретных территорий и акваторий – на основании данных многолетних (не менее пяти лет) наблюдений за состоянием окружающей среды на таких территориях и в таких акваториях.
Экологические нормативы качества устанавливаются по показателям, контроль за соблюдением которых обеспечивается наличием контрольно-измерительного оборудования и соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации, тестирования и (или) контроля, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Экологические нормативы качества разрабатываются и устанавливаются с учетом значений природного фона соответствующего компонента природной среды. Природный фон компонента природной среды определяется на основании результатов многолетних (не менее пяти лет) наблюдений за состоянием окружающей среды и отбора проб и (или) измерений по химическим, биологическим и физическим показателям компонента природной среды на эталонных участках.
В качестве эталонного участка принимается территория, акватория или ее часть, которые расположены в пределах репрезентативной особо охраняемой природной территории (акватории), а при отсутствии такой особо охраняемой природной территории (акватории) – на территории или в акватории, которая имеет аналогичные природные особенности и состояние которой характеризуется отсутствием признаков угнетения живых элементов естественной экологической системы (растений, животных и других организмов).
Критерии и порядок выбора территории, акватории или ее части в качестве эталонного участка определяются в правилах разработки и пересмотра экологических нормативов качества, утверждаемых уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Экологические нормативы качества утверждаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды сроком на десять лет и подлежат пересмотру по истечении указанного срока на основании обновленных научных знаний об окружающей среде, природных и антропогенных факторах, влияющих на ее качество, а также с учетом развития методов, техник и технологий мониторинга и контроля. Экологические нормативы качества также подлежат пересмотру не позднее первого года после вступления в силу международных обязательств Республики Казахстан по вопросам охраны окружающей среды, требующих принятия мер по введению более строгих экологических нормативов качества.[3]
4. Принятие нового Водного Кодекса, направленный на рациональное и повторное использование воды.
Первый Водный Кодекс Казахстана был принят 20 лет назад в 2003 году. За это время в него было внесено более 70 поправок. В этом документе вода рассматривается в первую очередь как фактор производства. В 2014-2016 годах годовое водопотребление в Казахстане составило в среднем 22,5 км³, из которых 95 % приходилось на поверхностные воды. Промышленное водопотребление составило 5,23 км³, или 25 % от общего водопотребления. Основными потребителями являлись предприятия теплоэнергетики, цветной металлургии и нефтяной промышленности. Сельскохозяйственное водопотребление составило 12,1 км³, которое является полностью безвозвратным, причем 98% от общего объема приходится на оросительную воду.
Территорию Казахстана можно условно разделить на восемь водохозяйственных бассейнов:
- Арало-Сырдарьинский водохозяйственный бассейн
- Балхаш-Алакольский водохозяйственный бассейн
- Иртышский водохозяйственный бассейн
- Урало-Каспийский водохозяйственный бассейн
- Ишимский водохозяйственный бассейн
- Нура-Сарысуский водохозяйственный бассейн
- Шу-Таласский водохозяйственный бассейн
- Тобол-Тургайский водохозяйственный бассейн
Среди новых направлений в проекте документа:
- ирригация и дренаж;
- водоснабжение и водоотведение;
- разрабатываются новые разделы по безопасности плотин.
В рамках нового Водного кодекса подразумевается:
- передача надзорных функций бассейновым инспекциям в целях повышения оперативности контроля за соблюдением лимитов водопользования;
- управление качеством поверхностных и подземных вод;
- прорабатываются вопросы государственной поддержки водного хозяйства.[4]
Ассоциация практикующих экологов неоднократно направляла предложения в проект нового Водного Кодекса, которые касаются повторного использования воды от КОС для целей орошения, интеграции подземных вод, а также передача функций по утверждению водоохранной зоны от акиматов в бассейновые инспекции, так как в случае установления водоохранной зоны акиматами это влечет конфликт интересов.
По мероприятиям по экологии следите в календаре эколога на сайте Ассоциации практикующих экологов, по обучению в сфере экологии смотрите график курсов Ассоциации практикующих экологов 2024 год.
[1] Министерство Энергетики Казахстана https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/press/news/details/606294?lang=ru
[2]Международное информационное агентство «Казинформ»
[3] Приказ «Об утверждении Правил разработки и пересмотра экологических нормативов качества» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023830
[4] Водный Кодекс Казахстана https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1042116&pos=6;-108#pos=6;-108