Изменения в сфере экологии в Казахстане за 2019 год и планы на 2020 год

АНАЛИТИКА Новости

2019 год был полон событий в сфере экологии в Казахстане. Ассоциация практикующих экологов собрала все данные и предоставляет вам анализ всех событий, произошедших в сфере экологии в Казахстане.

Нормотворческая работа

В Казахстане в 2019 году продолжилась работа над проектом нового Экологического Кодекса РК, Ассоциация практикующих экологов активно участвовала при рассмотрении норм проекта нового Экологического Кодекса РК. Также в 2019 году были приняты ряд законов согласно которым были внесены изменения в действующий Экологический Кодекс РК.

1) В приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 23 июля 2009 года № 143-Ө “О распределении объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, и для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями”, планируется ввести изменение следующего характера судя по нормативно-правовому акту, вынесенному на публичное обсуждение в legalacts.gov.kz:

Действующая редакция Предлагаемая редакция
1. Государственной экологической экспертизе уполномоченным органом в области охраны окружающей среды подлежат:

8) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду относящиеся к 1 классу опасности, согласно санитарной классификации производственных объектов в случае превышения одного из видов эмиссий по объекту в целом:

1) свыше 4000 тонн в год выбросов загрязняющих веществ;

2) свыше 15000 тонн в год сбросов загрязняющих веществ;

3) свыше 70000 тонн в год размещения отходов производства и потребления.

1. Государственной экологической экспертизе уполномоченным органом в области охраны окружающей среды подлежат:

8) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду относящиеся к 1 классу опасности, согласно санитарной классификации производственных объектов в случае превышения одного из видов эмиссий по объекту в целом:

1) 5000 тонн в год выбросов загрязняющих веществ, для нефтегазовой промышленности – 1000 тонн в год;

2) 15 000 тонн в год сбросов загрязняющих веществ;

3) 4 000 000 тонн в год размещения отходов производства и потребления.

Согласно предлагаемым изменениям Министерство экологии, геологии и природных ресурсов т.е. Комитет экологического контроля и регулирования будет рассматривать проекты нормативов эмиссий в случае если они превышают 5000 тонн в год выбросов загрязняющих веществ, для нефтегазовой промышленности – 1000 тонн в год, 15 000 тонн в год сбросов загрязняющих веществ, 4 000 000 тонн в год размещения отходов производства и потребления. Все остальные проекты нормативов эмиссий  будут рассмотрены территориальными подразделениями уполномоченного органа в области охраны окружающей среды т.е. департаментами экологии в областях и в городах республиканского значения.

2) Вводятся изменения в ряд приказов Министерства Энергетики РК по парниковым газам. Вносимые изменения были внесены на общественное обсуждение по данной ссылке.

3) Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды будет утверждать технические удельные нормативы. Соответствующие изменения в действующий Экологический Кодекс РК внесены Законом РК от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».

4) Уполномоченный орган в сферах индустрии и индустриально-инновационного развития осуществляет регулирование деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов путем установления требований к деятельности и определения формы и срока представления отчетности о закупленном и реализованном ломе юридических лиц, осуществляющих сбор (заготовку), хранение, переработку и реализацию лома и отходов цветных и черных металлов. Соответствующие изменения в действующий Экологический Кодекс РК вводится  Законом РК от 26 декабря 2019 года № 284-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства».

Международное сотрудничество

1) Казахстан посредством обмена письменных соглашений получил статус «участника» в Комитете по политике в области окружающей среды (КПООС) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). КПОOC является форумом для конструктивного диалога о том, как наилучшим образом разрабатывать и осуществлять политики в области окружающей среды, которые являются экономически и экологически эффективными. Как указано в его мандате, Комитет поощряет сотрудничество между странами-членами и партнерами ОЭСР в достижении общих экологических целей, в том числе путем скоординированных консультаций по вопросам политики и подходов, путем обмена опытом, экспертизой, информацией и через совместные исследования и анализ в области управления окружающей средой.

2) Члены Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) подписали соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов через Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Трансграничное перемещение отходов физическими лицами для личного пользования запрещено. Реализация соглашения обеспечит разрешительный порядок трансграничных перевозок опасных отходов в союзе, взаимодействие уполномоченных органов государств-членов, которое предполагает в том числе информирование о выданных заключениях (разрешительных документах) и выявленных нарушениях при таких перевозках. С проектом соглашения можно ознакомиться здесь.

3) Международный Центр Зеленых Технологий получил статус национального оператора Глобальной программы инноваций в области чистых технологий. “Проект стартует в феврале 2020 года и направлен на акселерацию перспективных «зеленых» стартапов по следующим направлениям: ВИЭ, утилизация отходов, энергоэффективность, зеленое строительство, эффективное использование воды, транспорт и современные материалы и химикаты.” , пишет Международный Центр Зеленых Технологий.

Экологические правонарушения в Казахстане в 2019 году

В 2019 году в Казахстане было много экологических правонарушений как по выбросам (особенно в г.Алматы, г.Атырау, г.Усть-Каменогорск), по стокам и по несанкционированным свалкам, также были зафиксированы незаконная вырубка деревьев в Сандыктауском районе Акмолинской области, браконьерство и дело егерей. Большинство из этих проблем были связаны с нормотворческим вакуумом и отсутствием должного контроля на местах. Мы собрали для вас некоторые из них.

Массовая гибель рыбы в реке Урал в г.Атырау

Год начался с продолжения обсуждения причин массовой гибели рыбы в реке Урал в г.Атырау. В результате сброса в реку воды с повышенным содержанием хлоридов по данным Министерства сельского хозяйства, на 13 марта общий вес погибшей рыбы составил более 111 тонн, из них чуть меньше 102,7 тонны – искусственно выращенная рыба осетровых пород и 8,6 тонны – частиковой. В течении года было проведено несколько заседаний в суде в г.Атырау по данному делу. В итоге из за сброса воды, которая содержала повышенное количество хлоридов ГКП “Атырау Су Арнасы” в Атырауском городском суде виновным признаны бывший руководитель КГП «Атырау су арнасы» Руслан Курметов, его бывший заместитель Виктор Сущенко, бывший начальник водоочистной станции Михаил Чурсин.

Согласно приговору, Курметов признан виновным по части 2 статьи 371 (халатность, повлекшая тяжкие последствия), части 3 статьи 328 (загрязнение поверхностных вод, повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде) и части 2 статьи 204 (неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб) УК РК и приговорен по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы; Сущенко и Чурсин признаны виновными по части 3 статьи 328 и части 2 статьи 204 УК РК и приговорены по совокупности к двум годам шести месяцам лишения свободы каждый.

«Суд также постановил взыскать с КГП «Атырау су арнасы» материальный ущерб в пользу Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира в размере 13 млн 924 тыс. тенге, в пользу РКГП «Урало-Атырауский осетровый рыбоводный завод» – 429 млн 438 тыс. тенге, в пользу ТОО «Луговской конный завод» – 1 млрд 500 млн 859 тыс. тенге. Установить срок для добровольного исполнения этого судебного решения – шесть месяцев со дня вынесения постановления», — уточнили в суде.

Массовая гибель рыбы в реке Кошкарата в г.Шымкент 

Весной 2019 года в реке Кошкарата жители г.Шымкент стали обнаруживать туши рыбы, которые всплывали на поверхность воды. Представители управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента 9 апреля брали туши рыб и провели ихтиологическую экспертизу туш рыбы, а именно маринки на наличие металлических ядов цинка и ртути, а также на наличие паразитов, личинки трематода, цистода и нематода. По результатам испытания вышеперечисленные вещества в туши рыбы не были обнаружены. Но испытания на наличие аммиака, и других химических веществ в туши рыбы не были проведены. Представители Ассоциации практикующих экологов выезжали на место пришествия для выяснения причин, можете с результатом ознакомиться здесь.

По факту сброса канализационных стоков органами внутренних дел возбуждено уголовное дело по статье 328-й части 2-ой уголовного кодекса РК.

Несанкционированный сброс воды из бассейна гостиницы в Алматинской области

В туристической зоне Алакол в Алматинской области из гостиничного комплекса “Коктем гранд” посредством незаконно проведенной трубы в водный объект незаконно сбрасывали воду из бассейна гостиницы. На место происшествия выехали представители гос.органов и Казгидромета, отбор проб воды показал превышение по хлоридам.  На видео было видно, как установленная на берегу труба сливает, предположительно, канализационную воду. Напомним, пост опубликовал на своей странице пользователь Facebook Бауржан Омаров.

“Владельца гостиничного комплекса “Коктем гранд”, расположенного на побережье озера Алаколь, привлекут к административной ответственности за грубое нарушение санитарных норм”, сообщили в СМИ.

Вывод: В целом, массовая гибель рыбы в реке Урал в Атырау, в реке Уил в Атырауской области и в реке Кошкар-ата в Шымкенте указывает на неэффективное управление водными ресурсами на государственном уровне. Однозначно комплексное решение данной проблемы требует системный подход и пересмотра механизмов государственного регулирования сбросов в водные объекты. В проекте нового Экологического Кодекса РК заложены нормы по ужесточению требования к сбросам в водные объекты. 

Уполномоченный орган в области экологии

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 июня 2019 года № 17 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» было создано Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, которое объединяет комитет экологического регулирования и контроля, комитет по водным ресурсам, комитет лесного хозяйства и животного мира, департамент отходов и департамент зеленой экономики.

После упразднения Министерства окружающей среды и водных ресурсов в 2014 году в Казахстане за 5 лет произошли ряд экологических катастроф, которые указывали на необходимость восстановления отдельного уполномоченного органа в области экологии. В 2018 году Ассоциация практикующих экологов обращалась в разные государственные органы, а также в Администрацию Президента РК с предложением восстановить уполномоченный орган в области экологии, который не обременен конфликтом интересов. Данное предложение было поддержано экспертами, широкой публикой, и не раз освещались в СМИ, в результате в составе нового Правительства было создано Министерство экологии, геологии и природных ресурсов.

Кадровые изменения

Министром экологии, геологии и природных ресурсов был назначен бывший вице-министр Министерства Энергетики РК Мирзагалиев Магзум. Примкулов Ахметжан ранее занимавший должность Председателя Комитета экологического регулирования и контроля был назначен вице-министром Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. Председателем Комитета экологического регулирования и контроля стал ранее занимавший пост заместителя Жолдасов Зулфухар.

К концу года глава департамента государственной политики управления отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Медет Кумаргалиев покинул свой пост и стал Генеральным Директором ТОО “Оператор РОП”. Главой департамента государственной политики управления отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК стал бывший руководитель Департамента Экологии по г.Нур-Султан Мансур Ошурбаев.

В региональных департаментах экологии руководитель Департамента Экологии по Павлодарской области Данияр Алиев перешел на должность руководителя Департамента Экологии Восточно-Казахстанской области. Перечень всех руководителей департаментов экологии по регионам можете посмотреть здесь.

 

Изменения в 2020 году в сфере экологии в Казахстане

1) Новый Экологический Кодекс РК и разработка подзаконных актов к новому Экологическому Кодексу.

В 2020 году работа над проектом нового Экологического Кодекса РК продолжится в стенах Мажилиса Парламента РК. В проекте нового Экологического Кодекса заложены стратегическая экологическая оценка, автоматическая система мониторинга выбросов, регулирование деятельности мусоровывозящих и перерабатывающих компаний, ужесточение требований к деятельности проектировщиков, расширение полномочий общественных объединений.

После принятия проекта нового Экологического Кодекса Министерство экологии, геологии и природных ресурсов приступит к работе над подзаконными актами.

2) Планируется на 6 мусоросжигательных заводах из отходов производить электроэнергию.

В Казахстане в рамках совместного проекта Министерства энергетики, ныне Министерства экологии, геологии и природных ресурсов с АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» в 2019 году выявлено в 17 городах Казахстана выявлено 9 268 несанкционированных свалок, в результате проведенной работы экологов и МИО ликвидированы – 2 708 свалок, что составляет 30%. Общий объем утилизированных отходов составил свыше 389 тыс.тонн. Значительное скопление стихийных свалок вокруг в радиусе 50 км от границ городов республиканского и областного значения. Министерством совместно с МИО составлены графики ликвидации свалок по регионам. При этом, направленные проекты графиков по ликвидации свалок не утверждены Акиматами Акмолинской, Жамбылской, ЗКО и Кызылординской областями.

Также по данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в настоящее время на полигонах Казахстана накоплено порядка 120 миллионов тонн ТБО. Усредненный уровень переработки ТБО по стране составляет около 13%, все остальное отправляется на захоронение в полигоны, которые не соответствуют санитарным требованиям Казахстана. Это все ставит задачу перед страной принять эффективные и действенные меры для решения проблемы с несанкционированными свалками и достичь цель по уменьшению захоронения отходов.

Учитывая низкие тарифы на вывоз отходов в стране Министерство экологии, геологии и природных ресурсов рассматривает сжигание отходов с получением электроэнергии. Таким образом часть расходов будет покрываться за счет продажи электроэнергии. В эту сферу планируется привлечь инвестиции в размере 180 миллиардов тенге.  Согласно представленному плану полученная из отходов энергия будет поставляться в общие электрические сети. Министр подчеркнул, что к сжиганию отходов будут применяться жесткие европейские директивы по качеству выбросов.

3) Вводится утилизационный сбор для отходов упаковки.

В Казахстане с января 2017 года расширенные обязательства производителей (РОП) распространяется на отходы упаковки, однако утилизационный сбор на них составляет 0 тенге. С 2018 года в нескольких городах Казахстана в пилотном режиме был запущен раздельный сбор отходов ТБО во дворах за счет утилизационного сбора собранного за автомобильные средства и компоненты авто. Теперь утилизационный сбор за отходы упаковки пересматривается.

Об этом сказал руководитель Управления реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Жасулан Нургалиев в ходе круглого стола, посвященного переработке пластика, во вторник, 5 ноября, в Нур-Султане.

“На сегодняшний день приказ подготовлен, проходит стадию согласования с госорганами. И в ближайшее время, я надеюсь, в этом месяце или следующем, он будет принят, а также зарегистрирован в Министерстве юстиции” сказал Жасулан Нургалиев.

Соответствующий проект приказа “О внесении изменений и дополнений в приказ министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762 “Об утверждении методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов” был размещен на сайте “Открытые НПА.

По предварительным данным утилизационный сбор за отходы упаковки составит:

Вид упаковки Размер платы
тг/кг
Стеклянная 2,9
Пластмассовая 3,5
Бумажная и картонная 4,4
Металлическая 0,5
Упаковка из комбинированных материалов 2,3

Стоит отметить, что расширенные обязательства производителей не распространяются на упаковку социально-значимых товаров, и на товары импортируемые для личных нужд.

4) Оператор РОП готов открыто публиковать данные.

Об этом сказал Генеральный Директор ТОО “Оператор РОП” Медет Кумаргалиев во время интервью журналисту. Деятельность Оператора РОП часто подвергается критике со стороны экспертов, общественников. Это зачастую было связано с нетранспарентной работой Оператора РОП. Возможно открытая публикация данных о сборах и расходах прибавит доверие общественности к работе Оператора РОП.

5) В 2020 году Казахстан должен пересмотреть национально-определенные вклады. Данные Казахстана можно посмотреть здесь.

Казахстан подписал Парижское соглашение об изменении климата, и в рамках выполнения международных обязательств страны должны представлять и обновлять национально-определенные вклады в уменьшение парниковых газов. В 2020 году Казахстан планирует обновить национально-определенные вклады. Учитывая что в 2019 году в рамках климатической недели ООН в Нью-Йорке особое внимание было выделено природным решениям как посадка деревьев, восстановление лесов, защита торфяников, надеемся что Министерство экологии, геологии и природных ресурсов включит природные меры в национально-определенные вклады Казахстана.

Автор: Ассоциация практикующих экологов